«Вы хочете песен?..»

Российская система образования претерпевает реформу за реформой
То примут новый федеральный закон, то вводят школьную форму.
И вот еще одно новшество. В Министерстве образования взялись за реформирование такого школьного предмета, как «музыка». Казалось бы, ну здесь-то что можно изменить? И тем не менее нашлось. Предполагается, что вместо семи лет музыку будут изучать все девять. Мало того, в дополнение к традиционному ознакомлению с историей развития музыки и биографиями известных композиторов добавилось хоровое пение.
В репертуаре, который рекомендован Минкультуры и Минобразования для освоения школьникам с первого по девятый классы, – русские народные песни, отечественная и зарубежная классика и более пятидесяти патриотических и военных произведений. Всего почти три сотни композиций. Ученики начальных классов, к примеру, обязательно должны будут знать слова и мелодию гимна России. Среди прочего они будут учиться хоровому пению, исполняя русские народные песни, музыкальные произведения из советских мультфильмов, «Колыбельную» на музыку Моцарта. Для учеников пятых-девятых классов рекомендованы «С чего начинается Родина», «На безымянной высоте», «Катюша», «День Победы», «Славься» Михаила Глинки, «Нам нужна одна победа» Булата Окуджавы и другие.
Несмотря на то, что хоровое пение предлагается изучать во внеурочное время, к окончанию девятого класса школьники должны будут уметь «грамотно и выразительно» исполнять сольно не менее тридцати песен, «уравновешивать по силе и характеру звучания сво-его голоса с голосами других участников хора при пении в унисон, в двухголосых и трехголосых произведениях», а также воплощать художественно-образное содержание и «интонационно-мелодические особенности» исполняемых произведений.
Изучение музыки по новой концепции уже началось в школах шестнадцати пилотных регионов России. На территории всей страны новая программа может быть введена в сентябре 2014 года.
С одной стороны, хорошо, что наши дети, наконец, выучат гимн России. Обидно становится, когда видишь по телевизору, как ученики даже самых маленьких государств перед началом занятий сначала исполняют гимн своей страны, потом расходятся по классам. Наши что же, хуже? Между тем воспитание патриотизма начинается с малого – со знания главного музыкального произведения своего государства, которым гордятся.
Когда я спросила своего сына, семиклассника: «Вы учили на уроках музыки гимн России?» – он удивился: «А зачем?»
Понятно, зачем напрягать учеников разучиванием сложного текста, когда проще (как это делается в школе у мо-его ребенка) смотреть на уроках музыки мультфильмы – так было в младших классах, а в средней школе мультики сменили арии из опер. Какое уж тут знание родных песен?
С другой стороны, нагрузка на школьников с каждым годом растет. Десятки обязательных к изучению песен вряд ли поспособствуют лучшему усвоению других дисциплин. А внеурочные занятия вокалом оставляют на отдых и того меньше времени – дома-то ждут еще и многочисленные домашние задания.
И где вероятность, что за дополнительными уроками музыки не последуют и другие дисциплины – такие, как, 
к примеру, «Основы бизнеса», «Народы и культуры России», «Основы российской государственности», добиться появления которых в школьной программе сегодня пытаются некоторые депутаты Государственной Думы? Кто же напомнит новаторам, что здоровье наших детей и без того оставляет желать луч-шего? Непомерные нагрузки вряд ли пойдут им на пользу.
Унисон или разноголосица?
Как вы относитесь к новой программе по музыке в школе, включающей заучивание большого количества песен?
Анна Георгиевна, учитель музыки:
– Меня больше всего смущает выражение: «быть способными уравновешивать по силе и характеру звучания своего голоса с голосами других участников хора при пении в унисон, в двухголосых и трехголосых произведениях». Этого в специализированных музыкальных школах добиваются годами, изучая инструмент, предметы «сольфеджио» и «вокал». Порой и не всегда получается как надо. К тому же авторы программы забывают, что у мальчиков уже с пятого-шестого класса начинается мутация голоса.
Александр Иванович, пенсионер:
– Военные и особенно патриотические песни высокодуховны и дадут детям понимание причастности к многовековой героической и настоящей жизни нашей Родины и чувство единения со своим народом.
Оксана, домохозяйка:
– Ходит у меня младший в «музыкалку», второе место по городу занял на конкурсе в прошлом году. Думаете, у него пятерки по музыке в школе? Тройки да четверки. Что изменится, если еще и кучу песен должен будет выучить? Одна головная боль.
Елена, менеджер:
– Песня – это хорошо, но на одной песне любовь к Родине не построишь. Я, к примеру, пение прогуливала начиная с первого класса. Только интересный преподаватель может увлечь детей музыкой, ну и явно это будет не гимн и не песня про Чебурашку. Мы пели хором «Хмуриться не надо, Лада», было весело.
Евгений Сергеевич, инженер:
– Мне кажется, нынешним детям пойдут на пользу советские песни. А то, как ни спросишь, они не знают слов ни одной песни, кроме «В лесу родилась елочка».
Exit mobile version