Среди героев известной картины оказалась и наша газета.
Не беремся предположить, сколько стоила бы в наше время реклама в популярном телесериале – таком, как любимый многими поколениями зрителей «Тени исчезают в полдень».
Но «Магнитогорский рабочий» благодаря создателям легендарного фильма вот уже более сорока лет пользуется этой «услугой» бесплатно. Круто изменив судьбу заведующего колхозной мастерской Филимона Колесникова, героя одноименной книги Анатолия Иванова, авторы телеверсии сделали его горожанином, членом губкома, а потом и вовсе «отправили» на строительство Магнитки. И вот в начале тридцатых, когда ребром был поставлен вопрос о сплошной коллективизации, Филимон приехал в далекую сибирскую деревню Зеленый Дол, чтобы рассказать сельчанам о трудовых успехах магнитогорцев и вдохновить их на ударное колхозное строительство. Развернув для наглядности плакат, он разъяснил, что за «фиговина» такая – домна, а более подробный рассказ о возведении металлургического гиганта Колесников доверил «Магнитогорскому рабочему». Тогда газета была, пожалуй, самым авторитетным документальным свидетельством строительства города и комбината, неслучайно ее имя было присвоено первой магнитогорской домне.
Автора сценария фильма «Тени исчезают в полдень» Арнольда Витоля давно нет в живых. как родилась идея включить в фильм сцену о приезде Филимона Колесникова с приветом от рабочих Магнитки, доподлинно неизвестно. Быть может, сыграло свою роль то, что именно в 1970 году, когда снимался фильм, 1 января, в программе «Время» впервые вышла на всесоюзный экран магнитогорская телестудия. В эфире прозвучали сюжеты о Магнитогорске, в том числе и посвященные 40-летнему юбилею «Магнитогорского рабочего». А еще на рубеже 1970-х в нашем городе действовал постоянный кинокорреспондентский пункт Свердловской киностудии, снимавший документальные киноочерки о Магнитогорске, делая его трудовую славу еще громче (к тому же со Свердловской киностудией был связан творческий путь одного из режиссеров фильма Валерия Ускова, да и снимался фильм под Свердловском).
Как видим, появление сцены о Магнитогорске в «Тенях» вполне объяснимо.
И роль газеты – «коллективного пропагандиста, агитатора и организатора» была знакома журналистам Витолю и Ускову не понаслышке. Правда, в съемках, скорее всего, участвовал «муляж» газеты, потому что шрифт заголовка, засветившегося на широком экране номера, не соответствует
ни тридцатым годам, ни началу семидесятых.
Премьера многосерийного художественного телефильма «Тени исчезают в полдень» состоялась на всесоюзном телевидении 14 февраля 1972 года, а 15 февраля, когда на телеэкранах всей страны демонстрировалась вторая серия под названием «Пришлые люди», пробил звездный час «Магнитогорского рабочего». Еще через два года полюбившийся зрителям фильм начали показывать в кинотеатрах.
Елена КУКЛИНА