Джентльмен с иголочки

Когда занимаешься любимым делом, весь мир кажется прекрасным

У Дмитрия Фомичева необычное хобби. Он любит вышивать гладью. Все свободное время проводит 
над пяльцами, вооружившись иголкой, шелковой нитью и фантазией. И каждый раз из-под рук мастера выходит нечто прекрасное – настоящее произведение искусства.
Это, казалось бы, необычное для мужчины хобби появилось у Дмитрия 26 лет назад совершенно случайно: супруга Татьяна, искусствовед и создатель исторических костюмов, вдохновила своими работами мужа, и он тоже решил попробовать себя в творчестве. Попросил натянуть ткань на пяльцы 
и с первым стежком понял, что это занятие на всю жизнь.
Сегодня на счету мастера более шести тысяч работ, которые выставлялись на различных выставках, в музеях, разошлись по частным коллекциям любителей рукотворного искусства России и зарубежья. 
Но каждая работа вышивальщика посвящена любимой жене. Кстати, портрет вдохновительницы, вышитый гладью, в доме Фомичевых на самом видном месте. Это особая гордость Дмитрия, вложившего в работу всю свою любовь.
К вышиванию Дмитрий Фомичев относится очень серьезно. Для него создание даже небольшой миниатюры превращается 
в настоящий творческий поиск. Поиск темы, изучение исторического или справочного материала, продумывание содержания будущего полотна, подбор цветов и направлений стежка. И не важно, будет ли это цветистая бабочка, портрет, икона, пейзаж или сложный, полный символики и философского смысла японский сюжет. Себя вышивальщик называет художником, считая, что работа, в которую вложена частичка души, является настоящим произведением искусства.
– Моя вышивка очень похожа на любой другой вид искусства, в частности, много общего с живописью, только вместо холста и красок – нитки и игла, – говорит творец. – Вышивание позволяет отдохнуть душой, пока создаешь произведение искусства. Гладь сродни гравюре. От направления стежков зависит игра света, то, как нить будет переливаться.
Свои работы мастер вышивает искусственной или натуральной шелковой нитью. Нитки заказывает по Интернету или скупает старые и уже не нужные запасы у бабушек. Именно этот материал, по мнению автора, не просто роскошно выглядит в вышивке, но способен придать лирическое настроение работе, страстную экспрессию или радость жизни яркого солнца.
– И все же сами материалы не имеют великой ценности, все зависит от того, как я ими распоряжусь, – считает Дмитрий.
Что интересно, свое занятие вышивальщик считает вполне мужским делом. Как считал в свое время кардинал Ришелье, любивший отдохнуть от политических интриг за рукоделием. Кстати, способ вышивки «ришелье» – его изобретение, получившее имя автора. Был неплохим вышивальщиком прусский король Фридрих Великий. А работы нашего современника – шведского короля Густава V – хранятся в Национальном музее Стокгольма.
Мужчины вышивали всегда. В средние века по Европе бродили артели ремесленников, которые вышивали на больших панно, ими украшали стены, кровати или использовали как парадные скатерти. Вышивка золотой тонкой проволокой была мужской прерогативой. Чтобы продеть такую нить через ткань, требовалась физическая сила. 
К слову, хранящаяся в Оружейной палате или Эрмитаже богато вышитая золотом конская упряжь – это исключительно мужская работа. На Востоке ремесло вышивальщика так же никогда не считалось женским занятием. Как и у индейцев «доколумбовой» Америки. В XIX в. вышивание было распространенным хобби среди мужчин. Художники – «прерафаэлиты» с помощью вышивки пытались воскресить идеалы готики и раннего Возрождения как протест против безвкусицы, производимой фабричным способом.
Дмитрий Фомичев, наподобие тех художников, тоже протестует против массовой продукции.
– В магазинах продается много наборов для вышивания крестиком, – говорит мастер. – Там все подобрано и напечатано, как автомат, сидишь, крестики выкладываешь. Это не для меня. Мастера, выставляющие подобное на выставки или на продажу, мне не понятны. В чем художественная ценность подобных «шедевров»?
Технологию своей работы Дмитрий полностью не раскрывает. У мастера свои секреты. Чтобы создать глубокий образ, он использует и тонировку фона красками, и вышивку канта на профессиональной вышивальной компьютеризированной машине, и, конечно, свою волшебную иглу. Все зависит от задачи, которую ставит перед собой вышивальщик. Иногда приходится поломать голову над тем, как «написать» нитью отражение луны в воде или свечение в лике Богородицы, как создать ощущение раннего туманного утра с помощью подбора цветов или передать боевой дух самурая.
Среди тысяч картин, изготовленных мастером, есть, конечно, и любимые сюжеты: серия работ, посвященных бабочкам или прекрасным журавлям, немало вышивок с котами (многие из изображенных живут у Фомичевых дома). Среди особо дорогих сердцу – серия работ с простым, но очень милым и теплым пейзажным сюжетом. 
И что бы ни вышивал автор, его работы полны любви и восхищения красотой мира. Даже странная, полная авторской символики, приснившаяся Дмитрию во сне и словно «сошедшая» с полотен Сальвадора Дали башня – даже она, несмотря на всю свою сюрреалистичность, выглядит вполне жизнеутверждающе.
Главный принцип вышивальщика – мир прекрасен в любом своем проявлении, и нужно любить красоту во всем: в лице женщины, в любой травинке, в архитектуре, в пасмурном дне и солнечном утре, в самом простом сюжете. И эту влюбленность в мир он передает в своих работах.
– Делаю, как могу, кто может лучше, – пусть сделает… – декларирует Дмитрий Фомичев. 
Exit mobile version