Вы это бросьте!

Что светит мусору? Магнитогорск ищет пути отходов

Недавно в городе стартовал эксперимент по установке необычных мусорных контейнеров. Его проводят предприниматели, решившие – назрела пора менять отношение к мусору.
Дмитрий и Светлана Макаровы занимаются бизнесом, связанным со сбором вторсырья, уже 17 лет. Дело вроде бы обычное: стеклянная тара, пластиковые бутылки, металлические банки собираются, сортируются, пакуются и отправляются на переработку. Однажды Макаровы решили: незачем засорять окружающую среду плохо разлагающимся мусором. Его можно пустить в производство и дать вторую жизнь в виде полезных человеку вещей. А поэтому они начали внедрять новую для Магнитогорска идею – разделение мусора. 
– Вообще для россиян сортировка отходов – что-то вроде экзотики, – считает Дмитрий. – Мы не привыкли, как на Западе, раскладывать уже дома в разные мешки пищевые отходы, стеклянную тару, пластик. Но рано или поздно придем к этому, следуя примеру всего цивилизованного мира. Так почему же не сделать это прямо сейчас?
Для реализации идеи предприниматели договорились с администрацией и управляющими компаниями города, установили 
во дворах 12 специальных контейнеров. Жильцы близлежащих домов идею отделения пищевых отходов от того, что вполне может быть еще раз переработано, восприняли, но как-то осторожно.  Новые контейнеры пополняются не очень быстро. Тем не менее в желтые сетчатые емкости попадают ПЭТ-бутылки, стекло, пластмассовые отходы. Пока контейнеры разгружаются вручную, но  Дмитрий и Светлана ждут специальный мусоровоз из Владивостока, чтобы можно было при разгрузке использовать технику. Затем весь собранный мусор отвозится 
на базу, где рабочие сортируют сырье 
по цвету, материалу и качеству. Рассортированный и упакованный материал отправляется на заводы по изготовлению разного рода утеплителей, труб, веревок, стриплент и т.д. Считается, что продукция из переработанного мусора стоит гораздо дешевле. 
К слову, во Франции почти 90 процентов бытового мусора идет на переработку. А у нас лишь 20 процентов отходов получают вторую жизнь.
– В России не умеют рационально использовать возможности, которые может дать вторсырье. Но нашего энтузиазма здесь недостаточно. Нужно менять законы, – считает Дмитрий. – В Германии, например, с 1978 года существует закон о разделении мусора. Вдумайтесь в цифры – каждый человек в год «вырабатывает» около 200-250 килограммов различных бытовых отходов, срок распада стекла 250-400 лет, пластика – 400-600 лет, городские полигоны для мусора занимают многие тысячи квадратных метров (только магнитогорский – 
50,7 гектара), а ведь это могли быть сельскохозяйственные угодья. С каждым годом количество вывозимого на свалку мусора увеличивается на 20 процентов.  Поэтому нашим проектом мы хотим привлечь внимание жителей к бережному отношению к окружающей среде. Ведь переработка одной тонны вторсырья экономит восемь деревьев, 200 литров воды, 50 киловатт электроэнергии, пять баррелей нефти. 
Стоит помнить, что городская свалка – это не большая компостная куча, где преют и разлагаются отходы. Современные полигоны, построенные без учета комплекса мероприятий, снижающих их негативное влияние на окружающую среду, являются значительными источниками ее загрязнения. Отходы, размещенные там, претерпевают сложные физико-химические и биохимические изменения под воздействием атмосферных явлений, специфических условий, формирующихся в толще отходов, в результате взаимодействия между собой. Это приводит к образованию различных соединений, в том числе токсичных, которые, попадая в окружающую среду, отрицательно воздействуют на нее.
По словам Дмитрия Макарова, понимание горожанами этих процессов – пока еще 
не на должном уровне. В месяц в среднем его фирма отправляет на перерабатыва-ющие заводы около 130 тонн бытового стекла, 30-50 тонн ПЭТ-бутылок, 240 тысяч вторичных стеклянных бутылок. Но всего два процента из этого количества вторсырья – мусор из специализированных контейнеров.  Горожане продолжают в большинстве своем кидать пластик, стекло и металл в общие емкости. И подобное отношение к мусору кажется странным. 
Мы думаем – нет пределов тому, что можно затолкать в землю. Но это не так. Двое предпринимателей, задумавшись 
об экологии, не спасут нашу планету, но ее под силу спасти всем миром, уменьшив объемы собственных отходов и поняв, что можно из них сделать что-то полезное. 
Европейские развитые государства 
к процессу сортировки мусора пришли 
не сразу. На это потребовалось около 
15 лет. Но какого совершенства они добились! Например, в Лондоне существуют три типа баков: зеленые – для органических 
и пищевых отходов, синие – для всего перерабатываемого мусора, в черные баки или мешки отправляются отходы, которые пока нельзя переработать. За неправильную сортировку мусора грозит штраф в размере 1000 фунтов.  Для бытовых пищевых отходов в Германии обычно ставят большие контейнеры коричневого или серого цвета. В них можно выбрасывать остатки еды, различную «органику», а также  траву, волосы, ногти и исключительно белые бумажные салфетки. Отдельно сдают на переработку стекло и бумагу. Для отработанных батареек существует отдельный ящик.  Желтые контейнеры или мешки служат для сбора металла, пластика, а также различных смешанных материалов. Мусор, который переработать нельзя, в Германии также складывают в черные баки. Такие емкости выво-зят раз в месяц, и стоит это довольно дорого. 
Чтобы немцы не обременяли семейный бюджет и привозили домой как можно меньше отходов, возле каждого супермаркета стоят контейнеры для лишней упаковки и пакетов.
– Ссылаться на культуру и менталитет нет смысла. Такими сознательными европейцы стали не вчера, но и не сто лет назад.  Что же мешает нам? – спрашивает горожан Дмитрий Макаров.
Exit mobile version