Оперно-симфонические перспективы. Выпускник московской консерватории покоряет магнитогорского зрителя

В Магнитогорском театре оперы и балета новый дирижер – выпускник московской консерватории Кирилл КОЧЕТКОВ.  Историю молодого и перспективного дирижера читайте в материале “МР-инфо”.

«Музыкальные родители»

Воспитанник прославленной магнитогорской хоровой школы, азы дирижерского мастерства Кирилл начинал постигать у Александра Никитина в музыкальной школе-лицее при магнитогорской консерватории, пел в хоре «Соловушки Магнитки». Продолжил образование в музыкальном колледже, где учился хоровому дирижированию в классе Марины НИКИТИНОЙ, а после ее отъезда в Москву – в классе Надежды АРТЕМЬЕВОЙ.

Александра и Марину Никитиных, как и все «соловушки», молодой музыкант называет своими «музыкальными родителями». Они бережно взращивали будущих дирижеров, тщательно готовили их к поступлению в колледж.

– Никитинская школа, навыки, полученные тогда, будут актуальны на протяжении всей жизни, – убежден Кирилл Кочетков. Магнитогорские «соловушки» после не раз гостили у Марины Михайловны в столице, и по сей день поддерживают связь с учителем.

Надо отметить, что в семье Кирилла Кочеткова профессиональных музыкантов не было. Просто его бабушка однажды прочла в газете объявление о приеме на подготовительные курсы музыкальной школы-лицея. Она отвела сначала внука, а потом и внучку на вступительные прослушивания, долгие годы водила ребят в лицей, терпеливо ожидала в фойе окончания занятий. Студенты консерватории даже стали принимать ее за педагога… Сестра Кирилла, тоже хоровой дирижер, ныне артистка магнитогорской хоровой капеллы, вышла замуж за дирижера народного оркестра. Теперь в их семье есть своя «музыкантская тусовка», которая немало времени посвящает обсуждению культурных событий и дискуссиям на темы искусства.

Оперно-симфонические перспективы. Выпускник московской консерватории покоряет магнитогорского зрителя

О пользе агитации

Решение поступать в Московскую государственную консерваторию имени Чайковского было довольно спонтанным, сам Кирилл Кочетков называет его авантюрой:   

– Мы сдавали государственный экзамен в колледже, сидели с однокурсником в сквере у консерватории и обсуждали, куда будем поступать. Я предложил поехать в Москву. Он согласился. Оставалось около недели до поездки. Мы собрали все документы и поехали. И поступили… До этого момента мне не раз приходилось бывать в московской консерватории на мастер-классах, мастер-курсах, я имел представление об этом учебном заведении, педагогах, профессорах. Когда-то в Магнитогорск приезжал Борис Григорьевич Тевлин, преподаватель московской консерватории, который агитировал нас поступать туда. Мы ездили к нему в Москву на мастер-классы. Личность Бориса Григорьевича меня всегда привлекала. Его не стало за два года до моего поступления. Но труд, вложенный им в кафедру хорового дирижирования московской консерватории, не пропал даром. Он заложил важные основы методики преподавания, концертной жизни, сформировал сильный педагогический состав. Поэтому я и решил связать дальнейшую учебу с Москвой.

К своему педагогу – дирижеру Большого театра Павлу КЛИНИЧЕВУ, обладателю «Золотой маски», Кирилл Кочетков попал на обучение совершенно случайно. И через некоторое время понял, что театральная жизнь ему намного ближе, нежели хоровое дирижирование, и в итоге выбрал именно деятельность дирижера музыкального театра. Поэтому параллельно с хоровым дирижированием вместе со своим педагогом осваивал и оперно-симфоническое, бывал на репетициях в Большом театре. Приезжая в родной Магнитогорск на каникулах, Кирилл посещал спектакли Магнитогорского театра оперы и балета.

– В московской консерватории воспитывает Большой зал, обширная концертная жизнь, – говорит Кирилл Кочетков о преимуществах столичного образования. – Все, что делается в классе, это какие-то сугубо технические вещи. А воспитывает атмосфера вокруг тебя: музеи, картинные галереи, театры, выставки, люди, с которыми ты имеешь возможность общаться – музыканты, и не обязательно только классические, художники, актеры, режиссеры. Все это накладывает определенный отпечаток.

Богатая практика

После окончания столичного вуза молодому дирижеру, к тому времени дипломанту Всероссийского конкурса дирижеров имени Эйдинова, сделала сразу два интересных предложения ректор магнитогорской консерватории Наталья СОКОЛЬВЯК. В 2018 году она пригласила Кирилла Кочеткова поступать в ассистентуру-стажировку и руководить симфоническим оркестром консерватории.

– Прежде чем согласиться, я должен был хорошо оценить свои силы, возможности, понять, готов ли я к этому, что я могу дать молодым музыкантам, над чем я буду работать. Это решение не было спонтанным, я его долго обдумывал, советовался со своим педагогом, – признается Кирилл. – Огромное преимущество, которое мне дала ассистентура здесь – это практика с коллективом, с живыми музыкантами, с симфоническим оркестром, которую в большом городе получить просто нереально. Очень большое количество моих коллег в Москве могут общаться с оркестром один раз в полгода в течение 45 минут. При этом им не дают выучить что-то новое, привнести в исполнение что-то свое. А здесь за два сезона работы с симфоническим оркестром консерватории мы сыграли много интересных программ, нам удалось поработать с разными солистами, репертуар оркестра пополнился новыми сочинениями. Были и авторские, и отчетные концерты, и программы, приуроченные к юбилеям композиторов. Музыки было сыграно достаточно, она была разная, в большинстве случаев – новая для коллектива.

Впрочем, и в столице Кирилл Кочетков успел поработать с известными оркестрами и хоровыми коллективами, в том числе с хоровой капеллой России имени Юрлова, побывал на гастролях в Японии, Китае, Австрии и других странах.                  

На пути к мечте

В этом году, окончив ассистентуру-стажировку по оперно-симфоническому дирижированию, молодой музыкант был приглашен дирижером в театр оперы и балета. Это событие очень много значит в его профессиональной судьбе, ведь работа в театре была его мечтой. Здесь он уже попробовал свои силы в двух спектаклях – эстрадном мюзикле «Дубровский», для работы в котором любому оперно-симфоническому дирижеру – не только молодому – нужно здорово «переформатироваться», а также в оперетте «Белая акация». Мечтает он и о работе с серьезным жанром, например, дирижировать оперой Чайковского «Евгений Онегин», о дальнейшем поступательном творческом развитии.

Ведь каждый зрелый дирижер отличается своим видением любого спектакля, словно творит в соавторстве с композитором и привносит что-то неповторимое в звучание оркестра – и связано это не только с чисто техническими моментами – темпом, паузами, но и с внутренней человеческой энергетикой. Особенности звучания опытный слушатель различит практически с первого взмаха дирижерской палочки.     

В театре оперы сегодня работает высокопрофессиональный коллектив музыкантов, имеющий богатый опыт работы с известными российскими и зарубежными дирижерами. И в основной своей массе оркестранты, элементарно, старше нового дирижера. Однако, общение с оркестром происходит посредством музыки, и оно не подразумевает возрастных границ, – убежден Кирилл Кочетков. При этом он отдает себе отчет в том, что дирижер – это «профессия второй половины жизни», в которой не ранее возраста сорока лет можно с уверенностью говорить о достижениях… А пока у него есть огромное желание работать. И, судя по всему, большие перспективы.

Exit mobile version