Вай, какие гости!

Театральный переполох с армянским акцентом

На трехдневные гастроли в Магнитогорск они приехали полным составом – 14 актеров основной труппы. И привезли сразу три полномасштабных репертуарных спектакля.
Даже для такого известного театра, как Московский Армянский под руководством Славы Степаняна, это уникальный случай. За предоставленную возможность показать свое искусство в полном цвете художественный руководитель театра искренне поблагодарил Магнитогорск и инициаторов гастролей.
– Наши общие питерские друзья познакомили нас, – сказал Славик Ашотович. – Прошли небольшие переговоры, и пошло-поехало. Сейчас редко люди делают то, что говорят. Вы умеете говорить и умеете делать, – эти слова наш гость адресовал в первую очередь директору Магнитогорского театра Марине Петровой и художнику Александру Яковлеву.
– Можете ли вы вкратце рассказать, что за постановки увидят магнитогорцы? 
О чем они? – обращаюсь к режиссеру.
– Три привезенных спектакля очень разные по жанру, но они определяют характер нашего театра. Первый спектакль – «Вай, вай, или Вояж по-армянски» – музыкальный переполох на грани нервного срыва, так мы определили его жанр. Это история 19 века, очень непростая. Пьеса написана после первого геноцида армян в 1895 году, перед вторым ужасающим геноцидом 1915 года, инициатором которого стал министр иностранных дел Турции. Были очень непростые события, много беженцев, но в таких сложных исторических обстоятельствах драматург Тер-Алексанян умудрился философски подойти к вопросу и написать водевиль. По фабуле армянская семья едет паломничать в церковь Святого Георгия, а везут их турки. Действие напряженное, но мы рискнули об очень непростых вопросах говорить, смеяться, славя дух жизнелюбия. Мы гордимся этим спектаклем еще и потому, что показываем старинный Тифлис, где в одном дворе могли жить представители восьми национальностей, которые обожали друг друга, понимали, помогали. Думаем, что сейчас весьма кстати говорить о таких вещах: мы можем красиво жить вместе, если будем обращать внимание не на национальность, а на человека. Спектакль «Вай, вай…» идет на русском языке, с хорошо подчеркнутым армянским акцентом. Его герои – армяне, русские, грузины, турки, курды и так далее. Как дружба ведет их к храму, это вы увидите.
Второй спектакль – «Ода к радости» – поставил любимый нами Александр Алферов, режиссер и актер Русского камерного театра. К сожалению, через два года после премьеры спектакля его не стало. «Ода к радости» идет уже шестой год, и я не помню, чтобы хоть один раз не было аншлага. Мы иногда говорим, что это не спектакль, а психотренинг. Отец героини уже при смерти говорит: «Доченька, не существует ситуаций, когда нельзя чему-то порадоваться». Так что, несмотря опять же на трагические обстоятельства жизни героини, вы увидите очень веселый, радужный спектакль. Все это тоже актуально. «Ода к радости» – постановка для всей семьи, причем смотрят ее с удовольствием все – от слесарей до профессоров МГУ, которые однажды попросили нас показать этот спектакль в стенах родного вуза.
У третьей постановки «Ищу любимую» тоже приглашенный режиссер, из Германии. Нелли Айххорн – художественный руководитель берлинского и штутгартского театров. Года три назад она приехала ставить этот спектакль, и с того времени он уже получил много наград на фестивалях 
в Лондоне, Барселоне, Авиньоне. Главный герой спектакля – это парень, который приехал из провинции в Москву, чтобы состояться. Из него получается настоящий компьютерный гений, который зарабатывает приличные деньги. Но любимая жена от него уходит, и начинаются непростые поиски. Мы старались как-то расшифровать женские характеры и типажи, надеюсь, что многие мужчины увидят в созданных нами образах своих возлюбленных, а многие женщины – себя. Смысл: не ищите счастья за семью горами, оно у вас под носом, просто смотрите – и увидите. «Ищу любимую» мы играем на языках тех стран, куда приезжаем – по-английски, по-французски, по-испански и так далее. Нам повезло, что у актрисы, играющей главную роль, хорошие лингвистические способности.
– Скажите, а в чем особенность вашего театра как национального? Чем вы отличаетесь от обычных репертуарных российских театров?
– Чтобы это объяснить, проведу маленький исторический экскурс. Все мы знаем великого Станиславского. Но мало кто в курсе, что он стал одним из главных виновников открытия и Московского Армянского театра. Сурен Хачатуров, старший брат известного композитора Арама Хачатуряна, обратился тогда с просьбой к Евгению Вахтангову открыть Армянский театр, попросил помочь своего друга и ученика Рубена Симонова. Все эти талантливые люди объединяются, и Ленин подписывает декрет об открытии театра. В 1922 году состоялась премьера, потом театр успешно работал. 
В 1952 году Берия театр закрыл, и только через 50 лет удалось продолжить его историю. Снова показывать свои спектакли он начал в сегодняшнем здании армянского посольства, бывшем доме Лазаревых, где располагался Институт востоковедения – здесь не раз бывали Грибоедов, Пушкин, Тургенев, четыре года учился Станиславский. «Спасибо братьям армянам за мои первые режиссерские опусы!» – лист с этими словами родоначальника русской театральной школы хранится и поныне в музее театра. И сегодня в наших репертуарных спектаклях заняты великие русские актеры – такие, как Алексей Петренко, Игорь Костолевский, Эммануил Виторган, Александр Михайлов, Ольга Кабо, около 17 народных и заслуженных артистов России, не говоря уже о Грузии и Сирии, которые участвуют в этом проекте. Репертуарную политику стараемся выстроить с балансом 30 на 70, первая цифра – армянская тематика или исторические нюансы, остальное – как любой московский театр, где имеют место и русская драматургия, и европейская, зарубежная. Мы не преследуем узко национальные цели. Своим творчеством мы хотим подчеркнуть, что в искусстве национальностей не существует.
На вопрос, как театр находит деньги на новые постановки и звездных актеров, Степанян ответил довольно неожиданно:
– Я сам не понимаю, как все это происходит. В Армении есть замечательная притча: «– А почему ребенка не имеете до сих пор? – А потому, что трудно жить. – Слушай, заведи ребенка, и он благо приведет за собой». Вот так и у нас. Думаю, что все зависит от того, какая у вас набралась команда, и на какие цели она работает. Я могу смело сказать, что рядом со мной творят чокнутые люди, фанаты своего дела. С утра до вечера они могут репетировать, и это считают абсолютно нормальным. Зарплаты они не получают – только за выход. Приглашенные звезды тоже работают безвозмездно, и при этом с такой отдачей, какую вы не увидите на антрепризах. Почему? Потому что хотят выразить с помощью наших спектаклей свою творческую и гражданскую позицию.
…Первый спектакль гастролирующего театра открылся веселым праздником – танцы, фотовыставка «Моя Армения», устроенные с помощью местной армянской диаспоры, стали хорошим прологом к спектаклю с живым национальным колоритом и яркими образами. «Вай, вай!» – только 
и оставалось сказать зрителям, получившим массу положительных эмоций от общения с армянским театром.
Exit mobile version