В Магнитогорской картинной галерее открылась персональная выставка фотографий и частной коллекции раритетной фототехники Валерия НАМЯТОВА под говорящим названием «Такой как есть», сообщает “МР-инфо”.
Ее автор – человек, известный в Магнитогорске прежде всего как создатель телекомпании ТВ-ИН и ее руководитель на протяжении долгого времени. Но не все знают, что он талантлив во многих сферах. Начав свою карьеру с должности ученика фотографа комбината бытового обслуживания, стал фотографом, продолжил свой путь телеоператором, кинооператором. Много лет работал художником-фотографом в Драматическом театре им. А. С. Пушкина. Неоднократный участник фотовыставок, как коллективных, так и персональных, но в таком масштабном объеме его работы представлены впервые.
– Я – такой как есть, и работы мои – такие, какие есть, – говорит сам Валерий Намятов. – В них все, что я хотел сказать, и что хотел донести. Жизнь заставила запечатлеть и поделиться этой радостью жизни.
Все 125 работ черно-белые или выполнены в сепии. Минимум художественных средств дают максимум выразительности, а умение выстроить композицию снимка помогает остро зазвучать даже самому простому сюжету Строгая графика линий, будь то глубокие борозды морщин или росчерки птиц в небе, возносят фотографию к вершинам искусства. Удивительно фактурные работы позволяют прикоснуться к самой сути бытия.
– Есть очень давняя и интересная история. Влерий Намятов + фотография. Что получится? Любовь! – улыбается главный хранитель картинной галереи Марина Абрамова. – Именно она отточила грани его таланта. Именно благодаря ей он стал познавать технологические секреты, необыкновенные возможности черно-белой фотографии, потому что цвет – он отвлекает, а монохромная фотография может фокусировать человека на фактуре, на пластике, на глубинном замысле, самой сути вещей. Поэтому я понимаю его пристрастие именно к черно-белой фотографии. И конечно же знание всех технологических тонкостей дало Валерию Намятову творческую свободу в проявлении своего отношения к окружающему миру. Он такой как есть, и через фотографию он пытается донести до нас с вами это отношение. Он маэстро, настоящий мастер.
В поистине масштабной экспозиции, которая заняла три зала галереи, представлена ретроспектива работ фотохудожника – с 1970-х до нынешних дней. Выхваченные зорким глазом сюжеты из будней города и комбината, зарисовки сельской жизни, пронзительные портреты, в которых автор сквозь объектив заглядывает в самые глубины души.
– На выставке представлено 125 фоторабот мастера и около ста раритетных фотоаппаратов и техники, к ним относящейся, из его частной коллекции, – рассказывает научный сотрудник картинной галереи, куратор выставки Виктория Финогенова. – Фотографии распределены по сериям. Автор создает серии различной тематики и очень интересные по своему наполнению – начиная от его театральной деятельности до каких-то бытовых, привычных нам всем сцен – больница, московский Арбат, базарный день… Эта выставка символизирует эпоху. Здесь очень много фотографий черно-белых, как признак ХХ века, когда такой фотографией увлекались все.
И действительно, для старшего поколения эта выставка – возможность вновь окунуться во времена своей молодости, настолько говорящи, знаковы снимки – в каждом оставило свой след время. А молодежь получит здесь возможность своими глазами увидеть, чем жили их отцы и деды.
Александр и Алевтина Добровольские в дружбе с Валерием Намятовым почти полвека, но на выставку пришли не только, чтобы поддержать друга семьи, но и чтобы окунуться в прошлое – еще звучат в памяти события, отображенные в его работах, а где-то и видны знакомые лица.
– Видим работы, которые понятны и известны для нас, – говорит Александр Николаевич.
– Прожита эпоха тех времен, а сейчас это все посмотреть и вернуться туда – очень впечатляет, – вторит ему супруга. – Эти фотографии как память наяву, это все так и было.
Не менее интересна и представленная на выставке коллекция фотоаппаратов – пожалуй, каждый, кто увлекался любительской фотографией, найдет здесь повод поностальгировать. Так, я смогла найти здесь «Зарю», такую же, на которую делал любительские снимки нас, детей, мой отец в далекие 1980-е, и почти такой же фотоувеличитель, что царствовал под красным фонариком в нашей ванной среди кювез с проявителем и закрепителем.
Есть экспонаты и поистине уникальные – как, например, раритетный фотоальбом начала XIX века, где под кожаной обложкой с металлическим барельфом хранятся фотографии усатых казаков, их строгих жен с младенцами или фотокамера 1960-х, какими снимали еще не на пленку, а на кассеты в фотоателье, бокс для подводной киносъемки. Есть и забавная инсталляция «Все в одном», где автор напоминает нам сколько различных предметов, которыми мы пользовались еще пару десятков лет назад – календарь, счеты, будильник, фото- и видеокамера, почта и многое другое умещается в одной крошечной коробочке современного телефона, или другая – «Апофеоз пленочной фотографии», где груда чехлов старых фотоаппаратов словно отсылает нас к известной картине Василия Верещагина.
Экспозиция работает для посетителей до 14 ноября 2020 года.