Продавцы устали взывать к покупателям. Имеют ли право не обслуживать человека без маски?

фото магазин магнитогорск

Продавцы и кассиры – вот люди, которые испытывают на себе всё недовольство противников масочного режима.

Противостояние рядовых сотрудников и покупателей не ослабевает. Ярых противников масочного режима по-прежнему немало. Они считают, что имеют на свободу от маски полное право, и жёстко отстаивают своё мнение перед продавцами. Некоторые просто громко возмущаются, а некоторые даже ссылаются на тексты законов, доказывая правоту.

Для таких покупателей это стало делом принципа. Не разобравшись в законодательной иерархии, они уверяют продавцов: требовать от них надеть маску – просто неправомерно.

Так, магнитогорцы напоминают о Гражданском кодексе России:

– Согласно статье 426 ГК РФ, продавцы не имеют права не обслуживать.

– Покупатели говорят: “Где приказ от главного врача с подписью? Говорят же, маски носить рекомендуется”, – приводит пример один из местных жителей.

Другие и вовсе настаивают, что понятия “масочный режим” нет в правовом поле в принципе, и сомневаются, что их могут оштрафовать или отказаться обслуживать.

Продавцы оказались буквально между двух огней, к тому же ситуация новая, сложная, потому и сбивает с толку, учитывая, что без юридического образования разобраться трудно.

“Нахожусь в ступоре, – пишет продавец в местных социальных сетях. – Работаю в продуктовом магазине. Зашёл мужчина без маски. Попросили надеть маску, если нет маски, то есть у нас в наличии маски одноразовые. На что он хамски ответил, что не хочет надевать маску. Попросили покинуть помещение, так как пандемия, и за обслуживание без масок штрафуют. Он начал звонить в Роспотребнадзор, жаловаться, что его не обслуживают! И как быть? Обслужишь – штраф, не обслужить – жалуются”.

Это не первый подобный “крик души” в местных сообществах соцсети “ВКонтакте”.

“Масочный режим везде! Пожалуйста, прекратите нас обзывать! Мы здесь ни при чём! Будьте любезны, надевайте маски! Спасибо за понимание!” – пытаются достучаться продавцы.

Мнения жителей разделились. Многие поддерживают позицию продавца, считая, что нужно входить в его положение.

– Продавцы находятся в такой же зоне риска, как и все! – возмущается один из магнитогорцев. – И у них ещё больше шансов заболеть из-за халатности покупателей, которым лень надеть маску для своего же блага на время пребывания в общественном месте!

– Что, так трудно надеть маску на эти 10 минут в магазине? Бесплатно там лежат и маски, и антисептик. Почему такое упрямство? – поддерживает другой житель.

– Вот тоже этого не понимаю, пару раз сталкивалась с такими покупателями, стоят, орут на кассира, девочек от них трясёт.

– Если не согласны с постановлениями правительства Челябинской области — то только суд. Там доказывайте, рекомендательный вам кажется характер губернаторских постановлений или обязательный. Хватит нервы простым продавцам мотать!

К слову, некоторые продавцы даже в такой ситуации проявляют изобретательность.

Кассир после первого же наезда на неё молча просто встала и ушла, – поделилась наблюдениями горожанка. – За «бунтарем» быстро образовалась очередь, стали возмущаться, где кассир. На второй кассе продавец спокойно объяснила ситуацию. Гнев покупателей переместился на «бунтаря».

Другая половина горожан упрямо протестует против необходимости надевать маску в магазине.

– Я лично не ношу намордники и не собираюсь их носить, ибо я человек, а не собака, и от масок нет никакой пользы. А вы, если хотите, играйте и дальше роль животного. Удачи вам.

– Я тоже хожу без маски, так как не вижу от этого толку. Магазинов много, так что не продадут в одном – продадут в другом, если захотят получить в конце месяца зарплату. Те, кто носит маски, не забудьте кандалы надеть.

Выявились и наиболее радикальные противники масок. Доходит до того, что продавцов призывают самим бороться с масочным режимом, отрицая пользу СИЗов и целесообразность требований власти.

– Уважаемые продавцы. Я понимаю, что вы оказались между молотом и наковальней, но меня терзают смутные сомнения. ВЫ не хотите отстаивать свои права, ведь маска защищает только от штрафа.

Так на что же ориентироваться продавцам? Могут ли они уверенно потребовать надеть маску от покупателя на законных основаниях? Разобраться нам помог федеральный Роспотребнадзор.

“Региональный нормативный акт содержит требования, обязывающие граждан использовать в общественных местах, в том числе в объектах розничной торговли, средства индивидуальной защиты: маски, перчатки. Если такое требование прописано, то организация имеет право отказать в обслуживании гражданина без средств индивидуальной защиты. Подробную информацию о введении обязательного режима ношения масок, перчаток, а также особенности его соблюдения размещаются на официальном сайте органов исполнительной власти регионов”, – прокомментировали в ведомстве.

Отметим, что в статье 426 ГК РФ о публичных договорах, на которую ссылаются покупатели, сказано, что продавец “не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора” (продажа товара). Но в том же законе, как пишут на известном правовом портале, сказано: “за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами”.
Такой нормативный акт есть – Распоряжение Правительства Челябинской области от 06.05.2020 №288-рп, где сказано об обязательном использовании средств защиты органов дыхании в местах общего пользования.

Как мы помним, в связи с эпидемиологической ситуацией Президент передал дополнительные полномочия губернаторам для введения профилактических мер, препятствующих распространению коронавируса.

Получается, что данное требование – носить маску в магазине – абсолютно обоснованно и является не рекомендацией (как в случае с Роспотребнадзором), а строгим предписанием, которое не конфликтует с законом о публичном договоре и не нарушает прав потребителей.

Exit mobile version