Игра с тремя неизвестными. В Магнитогорском драматическом театре состоялась самая непредсказуемая премьера

Интерактивная комедия-детектив «Ножницы» по пьесе немецкого драматурга Пауля Портнера в постановке уже известного магнитогорцам московского режиссера Константина ДЕНИСКИНА – не только возможность весело отдохнуть. 

«Ножницы» – это спектакль, финал которого выдать невозможно, ведь он зависит только от зрителей, пишет сайт “МР-инфо”. Интрига сохраняется до конца – в зависимости от мнения зала возможен один из трех вариантов окончания постановки. Это делает театральный детектив не просто интерактивным, не только «ломает стену» между сценой и зрительным залом, но и позволяет зрителю стать одним из полноценных действующих лиц, от действий которого, собственно, зависит исход истории. Именно зрители проводят допрос и делают вывод о том, кто на сцене преступник. Казалось бы, это очень необычный для нас формат спектакля. Однако именно этот формат как никакой другой подтверждает мысль о том, что театр – живое искусство, что каждый раз спектакль рождается на сцене вновь и всякий раз он складывается для актеров и зрителей по-разному, и в нем могут царить всякий раз новые эмоции.

И даже святая святых – антракт в «Ножницах» не является антрактом в привычном понимании. Ведь именно во время перерыва зрителей ждет «мозговой штурм» по придумыванию вопросов для героев постановки, которые помогут вывести на чистую воду преступника. Эти вопросы они передают следователям. Да и персонажи спектакля – сотрудники и посетители салона под говорящим названием «Последний клок» во время антракта остаются на сцене – они ведь подозреваемые и не имеют права покинуть салон – поэтому в ожидании развязки они вступают в непринужденные диалоги со зрителями.

Привести действие спектакля к параметрам «здесь и сейчас» помогает и перенесение действия в наш город – текст пьесы после такой адаптации щедро сдобрен магнитогорскими названиями и другими приметами «местного колорита», в том числе шуток на тему самого магнитогорского драмтеатра и его актеров.  

Процесс расследования во втором действии напоминает увлекательную игру «Мафия», а еще – телевизионное ток-шоу. Он заставляет артистов быть в хорошем тонусе и не только мгновенно, адекватно и остроумно импровизировать в ответ на даже самые неожиданные зрительские вопросы, но и пытаться при этом отстоять невиновность своего персонажа. Тут уж, хочешь – не хочешь, войдешь в роль. Кроме того, очевидно, что актерам пришлось приблизиться к азам парикмахерского искусства, дабы выглядеть на сцене органично.

Автор пьесы Пауль Портнер интересовался теориями экспериментального театра, а в своей практической деятельности режиссера и драматурга был захвачен старинной итальянской комедией дель арте, основанной на актерской импровизации. Из столкновения разнообразных концепций у Портнера и родилась идея театра, который он назвал Mitspielstücke – «совместная игра». Вместо пьес он предлагал сценарии, в которых ключевые повороты сюжета определяют зрители, которые активно участвуют в спектакле. Драматург написал семнадцать театральных пьес, но только одна из них – комедия-детектив «Ножницы» обрела всемирную популярность, попав в 1992 году в США в Книгу Рекордов Гиннеса как самая «долгоиграющая» не музыкальная постановка.

Благодаря комичности персонажей постановки зритель почти не замечает, что история в ней рассказана довольно мрачная. И в самом названии спектакля зашифровано не что иное, как орудие убийства. Да, здесь старушку не зарубили топором, а безжалостно закололи парикмахерскими ножницами, купленными во «Все по 39»… И у каждого из подозреваемых могли быть для этого свои мотивы.

А еще, если приглядеться, в пьесе, созданной западным драматургом еще в 1958 году, можно заметить пародию не только на классический детектив, но и на представителей современного общества, в том числе российского. Нам ведь сегодня неплохо знакомы эти стереотипные персонажи из телевизора: эксцентричный стилист, светская львица. Поводом для размышлений может стать и схема поведения полицейских, как и сама вариативность исхода детективного сюжета. Заинтересованы ли эти стражи закона в поиске истинного убийцы, если так легко подстраиваются под мнение публики?   

На постановку стоит сходить любителям всего необычного в театре – тут вам и неожиданный финал, и неожиданные шутки, комические ситуации, да и сюжет с кровавым убийством для комедии не совсем типичен. Впрочем, исход истории был бы куда более непредсказуемым, если бы убийцей оказался, к примеру, кто-то из следователей…

Exit mobile version