Маркитанты против маркетов

Как выжить мелким торговцам в рамках жесткой конкуренции?

В конференц-зале бизнес-центра «Форум» прошла встреча местных предпринимателей, занятых в продуктовом секторе потребительского рынка.
Мы к вам пришли навеки поселиться
Инициировал встречу руководитель АНО «Родной город» Владимир Ишимов. Чтобы беседа получилась конструктивной, из областного центра была приглашена заместитель руководителя Челябинского управления Федеральной антимонопольной службы Елена Семенова. Темой непростого разговора стали соблюдение законодательства в отношении иногородних крупных торговых сетей и защита интересов магнитогорских предпринимателей. По сути же речь шла о том, что торговые сети, мощно развиваясь, душат мелкий бизнес, заставляя предпринимателей закрывать свои торговые точки.
Наверное, можно обойтись и без цифр. Достаточно проехать по городу, и становится понятным, что продуктовых магазинов у нас более чем достаточно. Помнится, были времена, когда в каждом микрорайоне был свой магазин шаговой доступности, сегодня в этом же районе не одна, а несколько торговых точек, где можно приобрести хлеб, молоко, фрукты-овощи. Причем точки эти не мелкие, а средней и большой «крупности». Первый вопрос, который был поднят на совещании: сколько же сетевых магазинов за последнее время  пришло на магнитогорский рынок?
– В докладе начальника управления экономики Галины Калининой, прозвучавшем на координационном совете в администрации города, всего на территории Магнитогорска работают 312 магазинов, – объяснил Владимир Ишимов. – Но достаточно зайти в «Дубль-Гис», чтобы понять, что их гораздо больше: с учетом мелкорозничной торговли – еще около 350-ти. Из расчета площадей у нас 60-70 процентов торгового пространства занимают сети. К примеру, у «Магнита» в нашем городе торговых точек – 24, четыре из них – гиперуровня (для сравнения: всего семейных, то есть очень крупных «Магнитов» в стране – 29), – поделился наблюдениями директор АНО «Родной город». – Капитализация «Магнита» опережает капитализацию ММК на шесть миллиардов долларов… Еще один яркий пример – сеть «Красное и белое». Это региональная сеть, имеющая двести с лишним магазинов по Челябинской области, из них 58 магазинов площадью от 100 до 200 и больше квадратных метров – в Магнитогорске.
Нечего на зеркало пенять?
Понятно, что конкурировать с такой мощью весьма сложно. Вот и получается: на фоне растущих как грибы после дождя супермаркетов ежемесячно в городе сворачивают деятельность три-четыре мелких магазина, которые держат магнитогорские бизнесмены, – торговые точки  не выдерживают ценовой и ассортиментной конкуренции.
Впрочем, стоит ли обижаться? Потребитель голосует рублем за разнообразие, цену и качество. Трудно не согласиться, что многие придомовые магазинчики не могут иметь на прилавках широкий выбор товаров  при низкой цене. А уж про скидки и акции и говорить нечего.
Часто мелкие предприниматели жалуются на то, что с их уходом теряются рабочие места, поэтому власть должна, мол, помогать. Должна, конечно, но ведь и у самих торговцев должна быть ответственность. Боюсь навлечь на себя гнев местных бизнесменов, но приведу такое мнение:
– Когда двадцать лет назад торговля стала частной, те, кто стал заниматься продажей, крутились, как белки в колесе, – говорит менеджер Сергей Ш. – А теперь смотрю на некоторых своих знакомых: они привыкли только деньги собирать, им продукты поставщики сами привозят (особенно, если речь идет о местных производителях). Но по инерции плачут, как им трудно жить.
– Мы сами отчасти виноваты в том, что происходит, – высказывает свою точку зрения на встрече в «Форуме» еще один предприниматель, – когда едем покупать продукты в те же супермаркеты, например. Надо объединяться и создавать свои, родные, сети – только сообща мы можем изменить ситуацию. Хотя, если честно, с трудом верится, что что-то можно еще исправить.
Закон сказал – закон сделал!
25 процентов – именно столько составляет, согласно статье 14 Закона о торговле, предельная доля одной торговой сети 
на рынке города. По данным УФАС (которые базируются на информации, предоставленной статистикой), например, в Магнитогорске доля «Магнита» в общем товарообороте составляла в 2012 году 8,9 процента.
– Это что же получается: тот же «Магнит» может еще больше, чем в два раза, расшириться – и это будет законно? – звучит реплика из зала. – И вообще: четыре подобные сети – и торговое пространство города занято? Так мы скоро все закроемся…
– Механизм оценки доли торговых сетей в общем продовольственном обороте муниципалитета несовершенен с точки зрения законодательства, – говорит заместитель руководителя областного УФАС Елена Семенова. – Доля считается с учетом всех перепродаж. Да, проблема есть – мелким магазинам практически невозможно стало жить. Запретить сети работать на рынке города, пока она не развернулась до 25 процентов, администрация города не может. Это противозаконно. Чем УФАС может помочь? Антимонопольный  орган ни с кем не борется – мы осуществляем контроль 
за соблюдением законодательства как хозяйствующими субъектами, так и органами власти. Часто предприниматели обращаются к органам власти с просьбой принять решения, противоречащие действующему законодательству: например, не выделять больше земельных участков под строительство торговой сети… Но ограничивать свободу предпринимательской деятельности антимонопольная служба не может.
По словам Елены Семеновой, и сами предприниматели не спешат отстаивать свои права, даже когда налицо нарушение Закона о торговле со стороны тех же торговых сетей или крупных поставщиков.
– В антимонопольную службу поступило всего два обращения, связанных с нарушением торгового законодательства, – рассказала представитель УФАС. – А ведь всего-то нужно написать нам, мы бы рассмотрели, выявили какие-то признаки нарушения, вынесли решение, предписание, привлекли к ответственности. Если такие факты есть – не нужно их замалчивать. Если будут прецеденты, тогда дело сдвинется с мертвой точки.
Далее Елена Семенова ответила на ряд конкретных вопросов. Посовещавшись около двух часов, предприниматели нашли общее решение: написать коллективное обращение в Министерство промышленности и торговли России с требованием повлиять на планомерный, масштабный захват города крупными торговыми сетями.
Exit mobile version