Молчанье муз

В общественных местах будет установлена плата за звучание музыки.
Правительство намерено утвердить тарифы для меломанов, сообщает «Российская газета». Платить по ним придется каждому, кто прилюдно включит фонограмму, не имея на нее авторских прав. Например, включившему радио на общественном пляже придется выложить по 75 копеек за каждый квадратный метр озвученной территории. 
Проект подготовило Министерство культуры в свете закона о защите авторских прав. Отныне тот, кто включает музыку «в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи», должен заплатить. В платной зоне оказываются улицы, парки, спортзалы, катки, парикмахерские и так далее. Допустим, во дворе дружные жители залили каток для всех. Лед – бесплатно, никакого бизнеса, однако даром включить музыку для людей уже нельзя, потому что это будет считаться нарушением авторских прав. Каток обойдется гражданам в пять рублей с каждого квадратного метра озвучиваемой площади: в ценник войдут окрестности, куда сможет долететь звук из колонок. При этом нарушением будет считаться даже играющее прилюдно радио, недавно соответствующее решение вынес Верховный суд страны.
Однако мнения правоведов расходятся. Безусловно, справедливо, если бы гениальная мелодия, книга, роль кормили автора всю жизнь. Но многие юристы видят в предлагаемых подходах недостатки. Внедряемые принципы способны привести к тому, что законным будет только слушать радио в глухой чаще в кругу друзей и семьи. «Фактически после принятия данного постановления российские граждане могут забыть о прослушивании песен и мелодий в публичных местах, – говорит юрист Вячеслав Голенев. – Практически во всех нежилых помещениях публичное воспроизведение музыкальных произведений будет осуществляться исключительно за платное вознаграждение. При этом, если рядом с такой территорией есть дом и оттуда громко доносится музыка, включенная для личных целей, у правообладателей возникнет возможность подавать иски в суд на таких громко включивших музыку граждан».
Некоторые эксперты уверяют, что нынешние принципы разработаны не самими авторами, а теми, кто наживается на художниках – издателями, продюсерами. Эти люди на произведение искусства смотрят как на обычный товар. Возможно, без бизнесменов от искусства художники останутся без гроша. Но вряд ли стоит подходить к творчеству с той же меркой, что и к продаже йогуртов. 
Может, пора подумать о защите не только авторских прав на вознаграждение, 
но и прав музыки быть услышанной?
Exit mobile version