Капитал «дальнего плавания»

Что можно и чего нельзя делать при его использовании

Желающих воспользоваться прорехами в законодательстве хватает. Подполковник юстиции знает «рецепт» того, как остановить незаконное использование материнского капитала.
Уже седьмой год в нашей стране семьи, в которых родился второй ребенок (либо третий ребенок или последующие дети, если при рождении второго ребенка право на получение этих средств не оформлялось), имеют возможность получить дополнительную государственную поддержку – материнский капитал. За эти годы с учетом инфляции сумма капитала выросла с 250 тысяч рублей в 2007 году до 408 тысяч 960 рублей 50 копеек в 2013-м. Куда можно потратить эти деньги, знают даже те, кого эта поддержка никак не коснулась: на улучшение жилищных условий  путем безналичного перечисления средств на приобретение жилья на территории РФ, на оплату услуг в сфере образования ребенка и на повышение накопительной части трудовой пенсии мамы. При этом материнский (семейный) капитал не обязательно тратить целиком и только на одну из перечисленных целей – можно расходовать деньги по частям 
и на разные нужды. Неизрасходованный остаток будет ежегодно индексироваться. Кроме того, есть дополнения, принятые позже: 
из этих средств можно оплачивать посещение детских садов – как муниципальных, так и частных, строить или реконструировать дом своими силами. Конечно, для этого надо собрать немало справок, чтобы доказать, что деньги не уйдут «мимо ребенка». 
Закон также определил, куда нельзя тратить материнский капитал: на покупку земельного участка, на ремонт квартиры и на приобретение строительных материалов для ремонта. Не предусмотрено погашение кредитов на покупку бытовой техники, автомобиля или погашение долгов 
по квартплате. Также его нельзя потратить на лечение или взять всю сумму наличными.
Но, несмотря на точно обозначенные «можно» и «нельзя», россияне находят лазейки для нецелевого использования государственной поддержки, причем – не без упущения со стороны чиновников. 
Схема обналичивания материнского капитала незамысловата. Вот один из случаев, который не так давно расследовался в отделе полиции № 11 Магнитогорска. Получает женщина сертификат. У сестры ее мужа – свой дом. По договоренности они оформляют фиктивную продажу жилья, документы об истраченных средствах представляют в Пенсионный фонд. Есть немало финансовых организаций, которые дают кредит под обналичивание материнского капитала – это вполне законно. Пенсионный фонд этой организации и переводит деньги. Владелица сертификата получает эти средства и тратит их на собственные нужды. 
– Такая схема довольно распространена, – признается начальник отделения следственного отдела следственного управления ОП №11 подполковник юстиции Владимир Щетка. – И все осталось бы шито-крыто, если бы не сложившиеся обстоятельства. 
У мамаши, уже  потратившей деньги, умирает муж, и она остается без средств. Она продает дом, который, по сути, ей-то принадлежит только номинально, по договоренности. Естественно, что настоящая хозяйка подает заявление в полицию. Следователю пришлось немало потрудиться, чтобы установить взаимосвязь, цепочку событий. В итоге суд постановил вернуть то, что женщина забрала у родственницы незаконным путем. Благодаря раскаянию ей удалось смягчить приговор до условного наказания. 
– А ведь, чтобы такая незаконная схема не сработала, достаточно сделать совсем немного, – говорит Владимир Викторович. – Мама в Пенсионный фонд передает обязательство, что она за данный материнский капитал улучшает жилищные условия и выделяет долю детям. У самого фонда нет обязанности контролировать, куда расходуются средства и выделяется ли на самом деле положенное детям. ПФР делает запрос в администрацию города: имеет ли женщина право на использование материнского капитала (не лишена ли родительских прав и т.д.). То есть в администрации города знают, что мать собирается использовать капитал. Но при этом – тоже не контролируют, так как на них эти обязательства не возложены. 
Этот контроль – только на уровне регистрационной палаты, где при оформлении документов обязательно указывается, что жилье приобретается с использованием материнского капитала. И тут снова «но»: женщина ведь может и не сказать этого – тогда в палате не будут знать, что задействованы средства господдержки. 
– Разорвать этот замкнутый круг очень просто, – считает Владимир Щетка. – Причем контроль можно организовать даже двойной. Приходит мама в Пенсионный фонд, объясняет, что собирается использовать материнский капитал. Фонд отправляет сообщение в регистрационную палату, и никакая фиктивная сделка уже не пройдет. То же самое может сделать управление социальной защиты населения администрации города – сообщить в палату, что производится купля-продажа жилья с использованием материнского капитала. 
В самой регистрационной палате признают, что это действительно может быть решением проблемы траты «маминых» денег не по прямому назначению. Лазеек в нашем законодательстве немало, и этот случай – лишь один из самых простых способов незаконного использования материнского капитала. Может, государство и не до конца проработало все возможные способы траты этих денег, порой в своей семье видней, что нужней. Но, как рассказывают в следственном отделе, в большинстве случаев на незаконные деяния, связанные с материнским капиталом, родители идут в ущерб своим детям, потому и есть ограничения. 
Exit mobile version