Волшебники страны «03»

Прежде чем вызвать «неотложку», приготовьте полис ОМС

Служба «Скорой помощи» перешла в систему обязательного медицинского страхования и на подушевое финансирование.
Раньше деньги на содержание «неотложек» поступали из местного и областного бюджетов. Теперь государство «спихнуло» финансирование в ФОМС. «Большой человеческой глупостью» назвал доктор Леонид Рошаль в целом всю систему реформирования «скорой помощи». Министр здравоохранения Вероника Скворцова считает, что с новыми изменениями финансовое положение службы только улучшится. Директор ЧОФОМС Михаил Вербитский обещает медикам золотые горы в виде увеличения зарплат, улучшения условий работы людей и машин.
– Не так все просто, – говорит главный врач МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» Михаил Уланов. 
– Переход «скорой помощи» в систему ОМС требует более длительного подготовительного периода. В некоторых регионах он начался с января 2012 года, у нас в области почему-то эта работа проводилась в последние три месяца прошлого года, поэтому с начала 2013 года возникает много вопросов.
Сегодня состояние магнитогорской службы «скорой помощи» нельзя назвать процветающим. Нехватка фельдшеров 
и врачей здесь ощущается как ни в каком другом медицинском учреждении. Врачи – только в специализированных бригадах. Из выпускников-фельдшеров, которых ожидают из местного училища, в службу приходит лишь половина. По нормативу в Магнитогорске должна быть 41 бригада – по одной на 10 тысяч населения. Но город обслуживают в среднем 33 бригады. Гос-программы повышения заработной платы обходят службу стороной, состояние автомобильного парка оставляет желать лучшего. Полученные по нацпроекту «Здоровье» автомобили семь лет назад выработали свои ресурсы. Старые машины поддерживаются в рабочем состоянии благодаря существующему при «скорой» автохозяйству и помощи, которую оказывает администрация города в виде выделения денежных средств на приобретение запасных частей. В общем, с переходом в систему ОМС сотрудники «скорой» надеются только на лучшее. О планирующихся улучшениях Михаил Уланов говорит осторожно.
– Михаил Владимирович, в чем заключаются новые требования, которые будут теперь к вам предъявляться?
– Кроме изменения финансирования службы «скорой помощи» появились две контролирующие организации – страховые компании и ФОМС. Поэтому мы будем стремиться к улучшению качества оказания скорой медицинской помощи. Начали уже в прошлом году настраивать бригады на улучшение качества работы. От этого должно выиграть население города. Еще одно требование – приезд бригады на вызов должен составлять не более 20 минут вне зависимости от срочности вызова. Хотя в Магнитогорске бригады, как правило, приезжают даже быстрее. В 2012 году 84 процента вызовов были обслужены в рамках этого норматива.
– Чего вы ждете от новой системы финансирования?
– Переход на подушевое финансирование позволит выделять средства равномерно – за каждого человека, которому оказана медицинская помощь. Суммы будут включать в себя все расходы, которые несет служба: зарплату врачей, стоимость расходных материалов и бензина. Благодаря финансированию фондом обязательного медицинского страхования планируется увеличить зарплату врачам. Кроме того, обещано увеличение зарплаты в 2013 году на 24 процента. И мы надеемся, что это поможет привлечь специалистов, в том числе и тех, кто когда-то от нас ушел. Переход на новую систему позволит заняться сменой автопарка. Отношение людей к «скорой» своеобразное, некоторые не понимают специфики работы нашей организации. Возникают конфликты.
– В чем выражается своеобразие отношений населения к вашей службе?
– Не секрет, что в поликлинику обычно обращаются без особого удовольствия. Для того, чтобы тебе поставили диагноз, назначили лечение, потратишь неделю. Поэтому люди предпочитают вызвать «скорую» по любому поводу в ущерб срочным вызовам. Но больные не понимают, что мы не лечим, а лишь оказываем помощь в критических ситуациях. А лечение любой болезни – это серьезный, длительный процесс. У нас есть хронические больные из разряда «постоянных клиентов», которые вызывают «неотложку» ежедневно, были случаи – более 
50 раз в месяц. В чем тут дело? Кадровый дефицит в поликлиниках или невнимательное отношение к пациентам, если люди не хотят туда идти? А чего стоят ложные вызовы, брань, которой нередко осыпают диспетчеров вызывающие. Люди думают: набрал «03», сказал, что плохо, – машина уже ринулась. Но у нас есть четкий алгоритм приема вызовов. Нужно уточнить, что с человеком, какой возраст, чтобы определить, какую бригаду послать. Начинаешь спрашивать – такого наслушаешься…
– Известие о том, что «скорая помощь» переходит в систему обязательного медстрахования, вызвало панику у населения. Как быть тем, у кого нет полиса, приезжим? Человек, которому на улице стало плохо, не всегда носит полис с собой. Что делать в таких случаях? Доставать наличные? Или остаться без помощи?
– Для населения в работе «скорой помощи» ничего не изменилось. Те, кто уже вызывал в этом году «скорую», это почувствовали. Только теперь сотрудники просят предъявить полис. Но даже если его нет, помощь должна быть оказана, и бесплатно. Взимание платы с населения за вызов бригады недопустимо. ФОМС оплачивает только обслуживание застрахованных лиц. На остальных средства выделяются из бюджета. За приезжих идут расчеты между регионами. Мы на этапе вызова просим приготовить паспорт и полис. А у кого нет, есть базы застрахованных лиц.
– Платная «скорая помощь» уверенно пробивает себе дорогу в больших городах, вытесняя таким образом бесплатные мед-услуги. У нас возможно создание подобной службы? Стоит ли опасаться, что нововведения приведут к платной «скорой»?
– Платная «скорая помощь» в Питере уже лет восемь. Но это не значит, что вся «скорая» станет платной. У нас есть утвержденные администрацией платные услуги, медицинские, транспортные, например, сопровождение мероприятий. Мы заключаем договор на платную услугу, но работает дополнительная бригада, чтобы население города не страдало. Это не возбраняется. Но платные услуги должны оказываться за рамками территориальной программы госгарантии. Сначала оказываешь бесплатно помощь, и только потом платные услуги. В городе ежесуточно работают около 30 бригад, и ездить еще на платные вызовы у нас нет возможности. Этим должна заниматься альтернативная «скорая помощь». Нужно понимать, что любая платная услуга в медицине – это недоработка бесплатной.
Exit mobile version