Они создавали и поднимали театр. История Магнитогорской драмы

30 сентября состоится долгожданное открытие нового театрального сезона в обновленном драмтеатре. В преддверии этого предлагаем вспомнить, с чего начиналась история Магнитогорского драматического театра им. Пушкина и людей, которые прославили его.

В истории Магнитогорского драматического театра им. Пушкина есть немало имен замечательных режиссеров, актеров, директоров. Они создавали театр, поднимали его на достойную высоту, прославляли, а, порой, просто помогали выжить. Но чем дальше уходит время, тем быстрее забываются их имена. Нельзя позволить им кануть в вечность. И в дни, когда театр открывает новую страницу своей истории, прекрасный повод вспомнить тех, кто стоял у руля большого корабля по имени «Драмтеатр им. А.С. Пушкина» на протяжении более восьмидесяти лет.

Из довоенных театральных деятелей первыми нужно назвать Михаила Арша – организатора ТРАМа, Зою Левитскую – режиссера, выпускницу знаменитого ГИТИСа, Валерия Германовича Панаева – актера, режиссера, педагога, имевшего за плечами Московское театральное училище им. Е.Б. Вахтангова. Именно Панаеву одному из первых на Урале было доверено играть В.И. Ленина в спектаклях «Человек с ружьем» и «Кремлевские куранты» по Н. Ф. Погодину. Отличился он и как режиссер, успешно поставив спектакли «Сын народа» по Ю. П. Герману, «Женитьба» по Н. В. Гоголю, «Молодая гвардия» по А. А. Фадееву и др.

Они создавали и поднимали театр. История Магнитогорской драмы
З. Левитская
В. Панаев
М. Арш

Осенью 1935 года Малый театр направил в Магнитку в качестве директора и художествен-ного руководителя ТРАМа актера и театрального режиссера Бориса Ивановича Никольского. Приезд талантливого актера и режиссера стал большей удачей для молодого театра. Уже 24 ноября ТРАМ показал свою новую работу «Шестеро любимых» А. Арбузова с новым режиссером Никольским и его ассистентами Левитской и Панаевым. Спектакль был очень тепло встречен разнообразной магнитогорской публикой.

До 1937 года дела в театре шли настолько успешно, что встал вопрос о создании на базе ТРАМа городского драматического театра. Но, как из песни слов не выкинешь, так и из истории нашей страны нельзя выбросить страшные годы репрессий. В январе 1937 года был арестован, приговорен на 5 лет ИТЛ и отправлен на Колыму Михаил Альбертович Арш, в марте 1938-го арестован и расстрелян зав. музыкальной частью театра, преподаватель музыкальной школы Александр Эдуардович Нидеккер.

К счастью, сия участь миновала Б.И. Никольского. Разве что в газетных статьях, ранее восхвалявших его деятельность, появились критические, а потом и просто враждебные нотки. Он вернулся в Москву, в свой Малый театр, в котором служил с 1911 года и успешно проработал до 1952 года, получив в 1949-м году звание заслуженного артиста РСФСР…

Б. Никольский

В январе 1942 г. «слабость» репертуара, непрофессиональная игра актеров, отсутствие художественного руководителя» заставили руководство комбината и театра обратиться к начальнику отдела искусств при Облисполкоме и директору Московского Малого театра, с началом войны эвакуированного в Челябинск. В письме содержалась просьба взять творческое шефство над магнитогорскими коллегами направить на постоянную работу в театр квалифицированного художественного руководителя. Прошение было незамедлительно рассмотрено: руководство Малого театра решило удовлетворить просьбу коллег. На пост художественного руководителя драмтеатра сроком на один год был назначен заслуженный деятель искусств режиссер Лев Михайлович Прозоровский.

Л. Прозоровский

Старейший мастер советской сцены прибыл в Магнитогорск 18 февраля 1942 г. Отработав положенный срок, режиссер обратился к дирекции Малого театра с просьбой продлить свое пребывание еще на два года. В целом за время работы в Магнитогорске (1942—1944) Прозоровский поставил пьесы: «Батальон идет на Запад» Г. Мдивани, «Русские люди» К. Симонова, «Иван да Марья» Е. Пермяка, «Нашествие» Л. Леонова и другие. Кроме того, был создан спектакль по пьесе местных драматургов Людмилы Татьяничевой и Николая Смелянского «Этих дней не смолкнет слава».

В 50-е годы в числе главных режиссеров был Николай Владимирович Ладыгин – взыскательный критик, талантливый режиссер и педагог. Магнитогорсцы запомнили очень высокого, худощавого мужчину, чрезвычайно интеллигентного, настоящего эстета. Вообще-то вся его творческая жизнь была связана с Ташкентом, куда он переехал в 1931 году после окончания государственных театральных мастерских, руководимых В. Мейерхольдом. В Ташкенте он состоялся как артист, как руководитель театра, как главный режиссер, как педагог Ташкентского театрально-художественного института. В 1944 году ему было присвоено звание народного артиста Узбекской ССР.

Н. Ладыгин

Неведомыми нам путями в 1957 году он всего на один год стал главным режиссером Магнитогорской драмы. И быть бы ему одним из самых заметных режиссеров в истории нашего театра, но уже в 1958 году он вновь уехал в Ташкент, где стал главным режиссером ТЮЗа. Когда дочь Ольга поехала поступать в Московскую консерваторию, родители уехали вместе с ней. В Москве и завершил свой земной путь Н.В. Ладыгин.

Ташкент подарил нам, пусть и ненадолго, не только режиссера Ладыгина, но и нескольких актеров, ставших впоследствии известными и заслуженными артистами. Так, в 1950 году, после окончания Ташкентского театрально-художественного института им. А.Н. Островского (ныне Государственный институт искусств Узбекистана), был распределен в магнитогорский театр Леонид Броневой, где и прослужил два сезона. В том же 1950-м из Ташкента прибыл по распределению Борис Зайденберг, проработавший у нас три года. После выхода кинофильма «Гадюка» в 1965 году к Борису пришла Всесоюзная слава, и он стал одним из самых обаятельных и мужественных актёров советского кино. Вместе с ним актрисой нашего театра была и жена Бориса Альбина Скарга, тоже, как и муж, в 60-е годы ставшая заслуженной артисткой РСФСР.

Л. Броневой
А. Скарга

Среди ташкентских выпускников режиссерскими способностями выделялся Натан Басин. Не случайно, уехав из Магнитки, он возглавлял театры разных городов и везде оставлял после себя восторженные воспоминания. Звание заслуженного деятеля искусств РСФСР в 1966 году и Государственная премия за спектакль «Спутники» В. Пановой в середине 70-х годов – убедительное тому подтверждение. Рядом с Натаном Байсиным до конца жизни была его жена Светлана Зима – актриса Магнитогорского театра в 50-е годы, с 1968г. – заслуженная артистка РСФСР.

Н. Басин и С. Зима

Молодые артисты, к сожалению, довольно быстро покинули наш город, отработав положенное по распределению время. Режиссеры приезжали и уезжали. Порой, к режиссерскому станку вставали сами артисты. Так, в 50-е годы артист Дмитрий Орестович Козловский создал ряд интересных режиссерских работ: «Волки и овцы», «Последняя жертва» (А. Н. Островский), «Земной рай» (О. Василев), «Коварство и любовь» (Ф. Шиллер), «Машенька» (А. Н. Афиногенов), «Твое личное дело» (Е. Успенская, Л. И. Ошанин), «Под золотым орлом» (Я. А. Галан).

Наступивший 1960-й год оказался для магнитогорской драмы счастливым: главным режиссером на 12 (!) лет стал Анатолий Андреевич Резинин. За плечами 48-летнего Резинина, заслуженного артиста Казахской ССР было столичное образование, опыт работы актером и режиссером в драматических театрах Семипалатинска (Казахская ССР), Молотова (Пермь), Березников, Томска, Астрахани, Красноярска. По воспоминаниям старейшей актрисы нашего театра Розы Кузьминой, «когда Резинин только приехал в Магнитогорск, в труппе было всего 13 человек. При нем это число увеличилось до сорока. Анатолий Андреевич пригласил в театр очень хороших актеров и специалистов в театральные цехи. Всех приехавших руководство города обеспечило квартирами. Помогали театру и горком, и райком партии, и горисполком – мы были нужны городу. Директор театра М. И. Поляков выворачивался наизнанку, но находил средства, чтобы актеры не голодали. Почти все наши спектакли шли на аншлагах, так что деньги в кассе были… Дисциплина в коллективе была железная. Среди нас для Резинина не существовало гениальных актеров, и потому споров о том, кто лучше, кто хуже, не велось. Все были равны.

А. Резинин

Сам Анатолий Андреевич приходил в театр первым, а уходил последним. Замечания высказывал при всех, не отводя в сторонку. Он любил повторять слова Льва Толстого: «Какое страшное чувство – самоуверенность, довольство собой. Это какая-то ледяная корка, которая мешает росту и духовному обогащению». Все мы понимали Резинина, принимали его замыслы и стремились сделать театр достойным славы Магнитки, ее замечательных людей».

Тепло вспоминает Резинина и актриса Маргарита Оконечникова, приехавшая вместе с мужем Николаем Галактионовым в 1967 году в Магнитогорск: «В театре царила удивительная творческая атмосфера. Анатолий Андреевич Резинин был прекрасным художественным руководителем, порядочным человеком, умевшим держать творческих людей в дисциплине. За 12 лет он поставил 17 спектаклей, последним из которых стала драма «Мария», где играла его жена Ирина Васильева. Он серьёзно заболел и с 1972 года в театре не работал».

В 1965 году в Магнитогорск приехал 40-летний актер, режиссер, заслуженный артист Северо-Осетинской АССР Николай Григорьевич Шуров. Имея очень приличное образование – театральное и музыкальное училища, несколько курсов Уральской консерватории, Высшие режиссерские курсы в Москве, опыт работы главным режиссером в трех театрах страны, он приехал в Магнитку, что называется на коне. Приехал не один, а с женой – актрисой Галиной Хренниковой (заметим, родственницей знаменитого советского композитора Тихона Хренникова). За 10 лет работы в нашем театре Николай Григорьевич сыграл десятки ролей и поставил несколько спектаклей, в числе которых спектакль «На дне» по пьесе М.Горького был особо отмечен критиками и горьковедами в 1967 году. В этом же году театр получил новое здание на правом берегу. В 1975 году заслуженный артист РСФСР Н.Г. Шуров с женой покинули Магнитогорск и возвратились в родную Пермь.

Н. Щуров

Говоря о театре тех лет нельзя пройти мимо фигуры его директора – Михаила Исааковича Полякова, служившего Магнитке с 1929 года и до последнего часа. Трудно поверить, но его знал не только весь Магнитогорск, но и практически вся театральная Россия. К нему ездили за советом, обращались за помощью, просили на практику. В своей экономической политике Поляков смотрел на много лет вперед, делая в семидесятые годы то, что деловой мир России, начал осваивать лишь в конце девяностых. Ему за это буквально выворачивали руки. Но театр жил богато, красиво. Причем именно за счет своих многотысячных доходов, а не за счет бюджетного рубля. И еще он учил ценить актера, любить его, дорожить им. При нем заслуженными артистами РСФСР стали Н. Шуров, И. Данилин, Ю. Зеленевский, Д. Козловский, В. Морозов, И. Васильева, Ф. Изюмов. Звание заслуженного художника России было присвоено главному художнику театра В. Кузьмину.

М. Поляков

В 70-е годы в театре поменялось несколько режиссеров. Одним из них был талантливый Феликс Демьянченко, бывший во многом сродни А. Эфросу. Но труппа его не приняла, вместе с ним покинули театр и актеры, которых он привел. Затем была преподаватель актерского мастерства, режиссер Ода Альшиц, поставившая несколько спектаклей, в том числе «Сказки старого Арбата», которые зритель принимал на ура. С 1973 по 1977 год главным режиссёром служил Юлий Тамерьян, поставивший много эффектных, сильных спектаклей. Многие из его работ стали визитной карточкой театра: «…Забыть Герострата!», «Изобретательная влюблённая», «Коварство и любовь», «Интервью в Буэнос-Айресе». В 80-е годы приглашенные режиссёры А. Коробицин, П. Слюсарев поставили несколько удачных спектаклей, но это не смогло вывести театр из тяжелого положения, в котором он оказался.

А вот 90-е годы стали для театра периодом расцвета и признания. Это случилось благодаря актерам душанбинского театра-студии «Полуостров», составившим основу новой труппы. Они переехали в Магнитогорск во главе со своим главным режиссером, заслуженным деятелем искусств Таджикской ССР, известным режиссером театра и кино Валерием Ахадовым. Кроме них в труппу вошла и часть актеров старого магнитогорского театра. Директором театра стал Владимир Досаев. Вот этот триумвират: студия «Полуостров», Валерий Ахадов и Владимир Досаев вывели театр в число самых интересных коллективов России.

90-е годы – это и спектакль «Эти свободные бабочки» (реж. Андрей Житинкин), не сходивший со сцены четверть века! 90-е – это и моноспектакль на французском языке «Мадам Маргарит» (реж.В. Ахадов), который впервые в России на сцене нашего театра показала звезда французского театра и кино Анни Жирардо. 90-е – это и фантастический проект: международный фестиваль «Театр без границ». Так завершился для магнитогорского драматического театра ХХ-й век.

А. Жирардо

В первые двадцать лет нового века в жизни театра, может быть, не все и всегда получалось, как задумывалось, были огорчения, но были и радости. А в 2008 году в жизни театра случилось вообще невероятное событие: спектакль «Гроза» в постановке режиссера Льва Эренбурга (Санкт-Петербург) стал лауреатом премии Российской национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучший спектакль в драме. Малая форма».

Театралы Магнитки уверены, что и впредь наш театр одержит немало творческих побед и будет радовать горожан своими постановками. Так тому и бывать!

Exit mobile version