Руками трогать можно. Магнитогорец создал частный краеведческий музей

Вот только недавно промелькнула новость о том, что российский школьник создал музей, посвященный истории Великой Отечественной войны. А наши люди чем хуже? Десятилетиями наш земляк создает уникальное место памяти, где собирает редкие и ушедшие из широкого использования предметы.

Александр Величко хорошо известен в широких кругах: его знают специалисты по антиквариату, он частый гость на «барахолке», посмотреть на его коллекцию прилетают даже из Москвы, при этом в Магнитогорске о его частном  (и, к слову, бесплатном — прим. авт.) музее слышали немногие. Еще меньше тех, кому довелось в нем побывать и прикоснуться к экспонатам –  таким далеким и таким узнаваемым.

Вся коллекция, насчитывающая ни одну сотню предметов старины, тематически разделена на зоны: образование, профессии, быт, хобби и так далее. Иногда, как в случае с часами, находки Александра Ивановича занимают отдельную секцию в небольшом помещении. Находясь внутри, трудно представить, что все это многообразие смог собрать обычный житель левобережья, не имея никакой спонсорской помощи. Увлеченный земляк провел для нас целую экскурсию, рассказывая о наиболее интересных предметах.

Гаджеты старины

Взять хотя бы механическую точилку для бритвенных лезвий. Это сейчас у нас «пятое лезвие полирует челюсть», а тогда, на заре становления советского государства, такой гаджет считался ценным аксессуаром. Чаще всего, отработавшие лезвия просто выбрасывались, и лишь немногие пользовались этим чудом инженерной мысли. Конструкция его настолько же гениальна, насколько проста, а достать предмет было непросто уже тогда. Каким чудом он попал к нему в руки наш современник не говорит, отшучиваясь, что это просто стечение обстоятельств.

А знаком ли вам первый полноценный (хотя и механический) калькулятор? Такие механизмы под именем «Арифмометр» известны нашим дедушкам, но сейчас способ точного и быстрого вычисления при помощи движения шестерёнок кажется чуть ли не магией.

Людей, утверждающих, что в советские времена не было портативной электроники, удивит компактный переносной телевизор «Сапфир».  Подобные, созданные, правда, братьями-китайцами и с применением современных технологий, до сих пор пользуются немалым спросом. Так что ничто не ново под луной.

Тоже самое можно сказать о радиоаппаратуре. Она здесь представлена в изобилии, причем почти вся – в исправном состоянии.

«Сейчас бы это назвали медиа-центром: проигрыватель пластинок, радио, колонки. Прообраз более поздних музыкальных центров. Шкаф для него делал мой отчим Леонид Гаврилович Мосунов, участник Великой Отечественной войны», – вспоминает наш собеседник, демонстрируя одну из разновидностей домашнего проигрывателя.

Разумеется, никуда без грампластинок. В одном месте собраны не только модификации различных проигрывателей, но и почти забытые записи. Например, желающие могут здесь услышать речи вождей Советского союза – Ленина и Брежнева. Необязательно слушать целиком их многочасовые выступления, но познакомиться с голосами весьма интересно. А еще в медиатеке музея можно отыскать записи детских сказок и знаменитых вокально-инструментальных коллективов.

Часы! Это отдельная страсть Александра Ивановича. Одних заводных настенных 54 штуки. Большая часть до сих пор в рабочем состоянии и исправно отбивает в положенное время свои неповторимые мелодии. Самый возрастной хронометр отсчитывал мгновенья еще до революции при Николае I.

«Они мне достались от бабушки Ксении Павловны Сидоренко. Конечно, их пришлось реставрировать, с этим помог один коллега, машинист паровоза Мацук Григорий Яковлевич, которому недавно исполнился 91 год. А внешний вид привела в порядок дочь, она у меня дизайнер. Конечно, я их не постоянно держу в заведенном состоянии, чтобы сильно не шуметь. Но иногда, особенно если кто-то просится на экскурсию, я их все завожу. Так и эффектнее, и меха в часах не высыхают», – рассказывает обладатель всего этого многообразия.

Если уж мы заговорили о гаджетах прошлого, нельзя не упомянуть о печатных машинках. В музее Александра Величко их несколько. Особенно интересна легендарная немецкая Erika. Сказать, что аппарат в идеальном состоянии — не сказать ничего. На нем запросто можно печатать прямо сейчас, даже краска в ленте не высохла, а в кармане футляра сохранились, так не разу и не пригодившиеся, запасные детали и инструкция — на русском, потому что после Великой Отечественной всемирно известный завод был национализирован правительством ГДР и его продукция поставлялась в том числе в СССР. Последняя Erika была выпущена в 1991 году. Кажется, недавно, а вдуматься: 29 лет прошло, столько всего изменилось, а вот стоит символ эпохи на полочке, и ничего ему не делается.

Чуть правее — фотоотдел. В юности наш коллекционер всерьез увлекался фотографией. Благо, было у кого учиться, бабушка  – профессиональный фотограф, не чужд был фотографии и отец. Результат: богатая коллекция пленочных фотоаппаратов и всевозможной «периферии», как то проявители, бумага и т.д. «Изюминкой»  стеллажа можно считать «шпионский» фотоаппарат «Киев-80» с уменьшенной шириной пленки, быстрым затвором и кассетным способом перезарядки, размер корпуса – меньше пачки сигарет. Шутки шутками, а такой инструмент действительно мог бы сослужить службу оперативным сотрудникам.

Само собой, не остались без внимания создателя музея и средства связи. Помнят ли сотрудники Комбината тяжелые цеховые металлические телефоны? Корпус из иного материала просто не выдержал бы таких температур, так что приходилось использовать металл.

Впрочем, тут и не металлургам есть что вспомнить. Мы насчитали не менее десяти разновидностей телефонных аппаратов: от простых дисковых до антенных. Нет только «сотовых», их время еще не пришло…

Хитрости быта

«Мой отчим, Мосунов Леонид Гаврилович, был  столяром локомотивного депо. Умел очень многое. Учиться бы у него, да как-то не того было. А зря. Сейчас смотришь на его инструменты и понимаешь: в то время были простыми, без всяких станков обходились, а вещи делали не хуже», – рассуждает хранитель древностей.

В музее, насколько позволяет площадь, воссоздана атмосфера столярной мастерской начала прошлого века: рубанки, пилы, сверла и так далее. И все кажется на вид таким простым, а присмотришься и начинаешь понимать, что имеет в виду Александр Иванович, говоря о находчивости предков. Задолго до появления домашних портативных электродрелей и мини-станков с ЧПУ прадеды пользовались пилами с поворотными полотнами, сверлами с двумя ручками под разными углами (чтобы было удобнее сверлить в труднодоступных местах), коваными переходниками на буры и прочими подобными приспособлениями, заметно упрощающими рабочий процесс.

У женщин, само собой, имелись свои хитрости. Например, угольные утюги. Тяжелые, громоздкие, зато прогревающие одежду не хуже нынешних отпаривателей. Кстати, смотря на утюги и утюжки (в коллекции есть даже крохотные «воротниковые») можно проследить, как прогресс менял быт.

С нескрываемой гордостью коллекционер демонстрирует редкую горизонтальную прялку. Если обычную вертикальную можно до сих пор отыскать в чулане прабабушки, то горизонтальную вы, скорее всего,  нигде не найдете.  Даже в могучем интернете информации о такой разновидности почти нет, а инструкции по починке и вовсе найти практически невозможно. 

Один из самых трогательных экспонатов — настоящие ношенные лапти. В том, что они использовались по назначению, нет сомнений, так как на стороне подошвы характерные потертости. Вопрос: сколько им лет, если из обихода такая обувь вышла не менее ста лет назад?

«Многое приносят знакомые с просьбой сохранить. Так и пополняется музей. Само собой каждую вещь я могу вернуть владельцу, если она ему понадобиться, но за более чем двадцать лет такого ни разу не было»,- отмечает Александр Величко.

Подвальные байки

С некоторыми вещами, хранящимися здесь, связаны интересные истории. Например, с тарой из-под уксуса. Склянка, оказывается, не зря имела треугольную форму. Так ее точно не перепутаешь с алкогольным фанфуриком, которыми любили похмеляться мужики. Бонусом на одной из граней шли насечки с указанием объема, что помогало домохозяйкам  правильно разводить эссенцию до нужного процента.

Еще одна история — музыкальная.

«Еду я в электровозе и вижу, что-то из земли блестящее торчит.  Запомнил место, пришел, откопал, а это мундштук от пионерского горна. Самого инструмента при этом нет. Позднее иду на «барахолку» и там нахожу горн без мундштука. Купил. Составные части идеально подошли друг к другу», – улыбаясь, рассказывает собиратель древностей.

Или вот еще коллизия.

«Позвали как-то меня знакомые помочь старый их дом разобрать. Пошел. Вскрываем пол и находим немецкий штык-нож. За хранение такого предмета в былые времена можно было и тюремный срок получить. Поэтому чаще всего трофейные штык-ножи прятали под полом. Скорее всего, в этой семье так и произошло, а позднее о нем просто забыли. Теперь хранится у меня. Жуткая вещь!» – продолжает экскурсию наш земляк.

Семья, работа и служба — святое

Многое, из того, что можно сейчас посмотреть в музее, связано с железнодорожной тематикой. Оно и неудивительно, потому что семья Величко  – железнодорожная династия.

Дед был дежурным по станции «Супряк», отец оператором дефектоскопной тележки, дядя – машинистом дрезины, а сам Александр Иванович — машинистом электровоза, электропоезда. Тут, как говорится, работа в крови, ее нельзя не любить.

Основатель музея даже посетителей встречает в рабочей форме. Говорит, гордится своей профессией и так ему комфортно. Может быть, именно поэтому к нему периодически приезжают бывшие коллеги, чтобы вспомнить молодые годы, ощутить ход времени, осознать преемственность явлений.

Впрочем, точно также поступают сослуживцы-пограничники.

Особо стоит упомянуть маму нашего героя, оказавшую на него огромное влияние. Среди разнородных предметов, хранящихся здесь,  выделяется несколько вышитых крестиком картин и икон — это ее работы. С тканью, как выясняется, Раиса Леонтьевна Величко-Мосунова умела обращаться на уровне профессионала. До сих пор стены квартиры ее сына украшают ковры, собственноручно сотканные этой трудолюбивой женщиной.

«Иконы  и картины принес сюда, потому что считаю их произведениями искусства. Это сейчас в интернете можно найти схему и вышить что угодно по ней. А тогда мама сама создавала рисунок, причем так, что в некоторых полотнах не сразу разглядишь отдельные шажки», – поясняет мужчина.

А чем увлечены вы?

Exit mobile version