В этом году мероприятие состоится уже в 21-ый раз. До него осталось около двух недель. На протяжении последних лет его организатором является педагог и хореограф Лена Каленникова. О фестивале вчера и сегодня, закулисных обидах, коллекциях, свободе, моде и немного о семье – в большом интервью Елены специально для «МР-инфо».
Она не любит ярлыки, ценит свободу и индивидуальность. В детстве носила куртку из ткани, которой обивают мебель, а сегодня летает на Недели моды в Москву и Париж. Все это про Лену Каленникову – организатора магнитогорского «Половодья». На интервью, кстати, она пришла в платье из коллекции фестиваля.
Елена, когда в этом году пройдет «Половодье»?
– Фестиваль пройдет 12 сентября, начало в 18.00. Дворец спорта Ромазана откроет нам свои двери. В связи с тем, что сейчас у нас продолжается пандемия, вход обязательно в масках. Но со зрителями – это уже радует. В этом году тема фестиваля «Свобода». Она настолько для меня близка! Мы дадим дизайнерам полную свободу – свободу выбора того, что они сами хотят видеть на подиуме.
Что будет нового на фестивале?
– Каждый раз думаю, что же сделать интересного? В этом году мы пригласили один из ансамблей, который будет открывать «Половодье. Мы такого еще не делали – танцоры одновременно с моделями. Приходите, подиум будет интересный, будет новая площадка.
Как карантин сказался на подготовке к фестивалю?
– Магнитогорск привык, что два мероприятия всегда идут рядом. Это День металлурга и «Половодье» на следующий день. В связи с тем, что отменили День металлурга, все подумали, что и фестиваль отменили. Была долгая тишина, долго не было дизайнеров. Мы уже думали отменить фестиваль, но потом потихонечку люди стали выходить из этого страха. Поняли, что нужно дальше жить, творить, шить. И вот сейчас заявки надо бы закрывать, а они еще поступают.
Сколько дизайнеров представят свои коллекции в этом году?
– Именно на конкурной основе примут участие около 20 дизайнеров. Но помимо этого дизайнеры, которые уже показывались. Им сам конкурс неинтересен, они хотели бы показать еще раз свои изделия и выставить на шоурум. Таких около 10 человек будет. Я думаю, в этом году зрителям есть, что посмотреть, но при этом еще и потрогать, и приобрести.
Нескромный вопрос, сколько зарабатываете на фестивале лично Вы?
– Хороший вопрос. К сожалению, или к радости, моя заработная плата зависит от меня самой – как я отработаю. Конечно, администрация города нам помогает, область нам помогает. При этом есть определенные взносы от дизайнеров. Но и большие расходы. Я никогда не думаю о той сумме, которая у меня останется. Я сначала думаю, что надо приобрести. А потом, что остается, оно делится на заработные платы. Определенно сказать, сколько останется, сложно. Зависит от количества дизайнеров и от того, что я хочу. В этом году я хочу всего и много (смеется). Это и свет, и звук.… Хочется дальше идти. Расходы большие и сказать, сколько зарабатываю, сложно. Каждый раз по-разному.
Свой первый модный наряд помните?
Мне всегда хотелось одеваться так, как не одеваются все школьницы. У меня мама в то время шила диваны. И у нее много оставалось ткани, которой эти диваны обивают. И она всегда говорила мне: «Лена, ты что, из этой ткани не шьют вещи! Какие куртки?!». Я отвечала: «Мама, нет. Именно эта ткань то, что мне нужно!». Мама что-то шила и все это смотрелось круто. Я приходила в школу, и мне говорили: «Ой, а где ты это купила?». А я говорила: «В Италии». С самого детства я понимала, что хочу выделяться своими вещами, яркостью, неординарностью. Учителя со мной боролись. А я всегда доказывала, что мне это нравится, я себя чувствую в этом комфортно и свободно. Сейчас, когда я являюсь организатором фестиваля, я всегда говорю дизайнерам: «Я никогда не буду лезть в вашу коллекцию, творите то, что хотите. Но при этом соблюдайте определенные правила. У нас есть дети на фестивале, и это не должно быть слишком открыто и вызывающе».
Самая дорогая вещь в Вашем гардеробе?
– А в каком смысле дорогая? Финансово или дорогая для души? Вот сегодня я в платье от Ярослава Заикина. Это дизайнер из Челябинска, который у нас выступал несколько лет на фестивале. Я тогда еще не была организатором. Он не занимал гран-при, но ему всегда доставались классные стажировки. И сейчас он очень известный дизайнер в Челябинске. К нему едут девушки из Магнитогорска, заказывают вещи. В моем гардеробе есть очень дорогие для меня вещи. Дизайнеры, которые приезжают на фестиваль, они говорят: «Лена, мы знаем, что ты любишь. И мы для тебя это сшили». Конечно, эти вещи очень дорогие для души. Я знаю, что они именно для меня сшиты, для моего сердечка. А по финансам самая дорогая вещь – это платье от Валентино. Я не помню, сколько оно стоит, это подарок. Я ни разу его не надела. Но оно тоже для меня дорого.
Мода циклична. Что бы Вы вернули на подиум?
– Хотелось бы вернуть на подиум ту женственность и искренность, которая делает девушку леди. К сожалению, сейчас этого мало. Многие девушек думают, что чем короче, тем интереснее. Я против этого. Будьте творческими в своем гардеробе. Тем более, сейчас это так позволено. У нас столько дизайнеров!
Когда мы увидим на фестивале коллекцию Лены Каленниковой?
– У меня был такой опыт, когда я работала хореографом, а организатором фестиваля была Лия Кинибаева. Мы решили с девочками из «VIVA MODA» сшить коллекцию. Я потом посмотрела и думаю, зачем я это сделала? Есть люди, кому это дано. И есть те, кто может организовать – вот это про меня. Мою коллекцию вы на подиуме не увидите. Мои новые идеи вы увидите, а коллекцию – нет.
А на подиум выходили?
– Да, выходила. У нас была дизайнер Галя Иванова, она занимала гран-при. Мы общались очень хорошо. Она предложила, а я подумала: почему бы и нет? Была коллекция «Магнитогорочка». Вещи были сшиты по образу моды 80-ых. Так что, да. Я выходила, зажигала!
Приходилось за что-то краснеть на «Половодье»?
– Как организатор я всегда недовольна фестивалем. Как бы он не прошел, даже если на отлично, мне всегда кажется, что я что-то не так сделала. Но это мне дает толчок развиваться дальше. Если бы я была довольна, я бы сидела спокойно и думала: и так все хорошо, я профессионал. Нет, не профессионал! Каждый раз ищу то, что должно привести фестиваль к успеху.
Скандалы на «Половодье» случались?
– Если бы это был конкурс красоты, где конкуренция среди моделей, то там да. Там и колготочки рвутся, и каблучки ломаются, и платьишко пропадает.… У нас после того, как жюри определяет места, стажировки, мы собираем дизайнеров на круглый стол. И всегда можно задать вопрос, почему не выиграл – мы всегда объясняем. Но, закрывается фестиваль, и начинается: «меня засудили» «это – знакомая жюри, а это – подруга Лены», и так далее. Почему вы этот вопрос не задали на круглом столе? Задавайте, мы открыты!
«Половодье» вчера и сегодня – в чем разница?
Первое «Половодье» – это творчество. Это Лия Кинибаева, это Макс Черницов. Это те люди, которые жили творчеством. Было очень много авангарда, того, что зритель не ожидал увидеть. Сегодняшний фестиваль – он более коммерческий. Меньше стало авангарда, меньше стало удивительного на подиуме. Сейчас все прет-а-порте. Все, что можно показать, все, что можно приобрести. И тот фестиваль был хороший, и этот. Лия задала этот темп городу, благодаря ей эта индустрия была развита. Сейчас все более комфортно, в помещении, мы не зависим от погодных условий.
Поддерживаете отношения с Лией Кинибаевой?
– Первый год да, с Лией я советовалась. Но при этом понимала, что должна делать сама, фестиваль отдали мне: возьми, Лена, эту ответственность в свои руки, твори, работай!
Хотели тоже уехать в другой город или за границу?
– Да, хотелось, потому мне всегда интересно, что происходит там. Здесь одна мода, в Челябинске все по-другому, хотя всего 4 часа езды. Я летаю на Неделю моды в Москву. Там совсем все другое! Работаю хореографом, ставлю номера, дефиле. Именно ехать и организовывать фестиваль в другом городе – да, хочется. Но если «Половодье» будет существовать, и если администрация будет его также хорошо поддерживать, то я буду продолжать творить.
Чем занимаетесь, когда не сезон и до «Половодья» далеко?
– Лена Каленникова дома сидит очень редко. Повторюсь, подобные мероприятия проходят в других городах. А так как у меня своя школа моделей, то я девчонок вывожу, мы показываемся там. Помимо этого я преподаю дефиле, фитнес, психологию – все, что нужно девочке. Я развиваюсь огромными шагами, я постоянно прохожу обучение. Мне кажется, у меня так мало времени и надо успеть им дать то, что не дала себе.
Обсуждаете с мужем подготовку к фестивалю?
– Дома он бывает очень редко. Мы живем в двух разных городах: Магнитогорск-Москва. Но я очень много с ним советуюсь. Он постоянно говорит: «ты свободна, ты должна делать так, как считаешь нужным, никого не слушай, ты должна делать так, как тебе, в первую очередь, комфортно. А если ты организатор и чувствуешь комфорт, то и всем будет комфортно в твоей команде». За это я ему очень благодарна.
Магнитогорск можно назвать модным городом?
– Я чувствую, что Магнитогорск развивается не только в промышленном плане, что он расцветает. И люди, которые ходят по этим красивым улицам и паркам – они тоже начинают расцветать. И если бы нам дали возможность больше творить в парках и аллеях, то городу бы цены не было.
Что Вас вдохновляет?
Мне недавно прислали показ Dior. И я понимаю после этого показа, что я иду в верном направлении. То, что делает Dior – это настолько круто и элегантно. Модели – минимум макияжа, каждая вещь подобрана так правильно, и так красиво. И сексуальность остается, хотя тело закрыто. И вот это меня вдохновляет. Было бы круто, если бы мамы включали этот показ дочерям. Не то, что сейчас преподносит интернет, а вот эту экстравагантность и чувственность – леди-загадка. Обязательно посмотрите!
Что лично для Вас мода?
– В моде хочется творить. Мода – она начинается с утра, когда открываешь гардероб. Даже если вы давно не покупали вещей, не шили – творите! Вы не поверите, я сама себе режу штаны. Я беру ножницы и режу. Мне надоело длинное платье, и я режу. Ну и что, что торчат ниточки. Для меня красиво, мне нравится, для меня это модно.