Защитники Родины. Ими были и подростки, в войну вставшие в тылу на замену отцов
Всякий раз, когда вспоминаю зиму 1943 года, до меня как бы доносится цокот. Не от лошадиных копыт. Это мы, учащиеся магнитогорского ремесленного училища №1, в ботинках на деревянной подошве строем шагаем в столовую.
Мне и в голову не приходило стать одним из ремесленников, но обстоятельства заставили. Отца, участника строительства первой доменной печи, коксовых батарей и других важных объектов ММК, по навету осудили по политической статье. А мы с братом решили, получив специальность, участвовать в производстве оборонной продукции.
В ноябре 1944 года с «дипломом» дежурного электрика 5-го разряда я приступил к выполнению своих обязанностей на ПВЭС-1, снабжающей воздухом и паром доменный передел. Смены давались нелегко, особенно в ночное время, в том числе из-за чувства голода – продукты выдавались по жестко ограниченной норме.
К суровым условиям военной поры мало-помалу привыкали. Мы неустрашимо повисали на подножках трамваев, подталкиваемые призывными заводскими гудками. За лишнюю пайку хлеба оставались на два-три часа на работе дополнительно. И была готовность помочь друг другу, если возникали трудности.
Такое отношение к себе почувствовал от напарника – из поволжских немцев. Более опытный, он подсказывал, что следует сделать в первую очередь при неисправности, делился принесенной из дома едой.
Потом меня перевели в кислородно-компрессорный цех, где все проблемы во время дежурства приходилось решать одному. В первый же день при ремонте кипятильника вдруг полыхнуло, все погрузилось во тьму. С испугу подумал, что ослеп, но, придя в себя, сообразил – в цехе отключился «главный рубильник», надо спешить к нему.
Война для меня с прозвучавшим из радиоприемника словом «Победа!» не закончилась. Став новобранцем на уже мирной солдатской службе, разгружал и укладывал боеприпасы, поставляемые с полей закончившихся боевых действий…