Дорога в бессмертие. Андрей МАЙОРОВ представил новую режиссерскую работу – спектакль «Стойло Пегаса».

фото репетиция нового спектакля Андрея Майорова

Театроведы в последние годы нередко говорят и пишут о том, что театр перестал быть литературоцентричным. Да, театральная палитра теперь стала много шире и разнообразнее, но, к сожалению, в погоне за эффектной внешней формой спектакля режиссер порой перестает быть «искателем смыслов», и в результате его творение не дает пищи ни уму, ни сердцу. И невольно приходит мысль: не так уж и плох он, этот литературоцентризм… Ведь если вспомнить, предметом художественной литературы всегда был и остается человек во всех его проявлениях – его характер, душа, судьба, и именно благодаря интересу к внутренней жизни человека, духу человеческому обрели невероятную глубину наши литература и театральная традиция.

Андрей Майоров, судя по его спектаклям, как раз из тех режиссеров, кто продолжает «болеть» (его собственный термин) хорошей и глубокой литературой, и, несмотря на новомодные тенденции, тяготеет к лучшим традициям русского психологического театра, по которому уже успел истосковаться пресыщенный различными зрелищами российский зритель. Уважение к традиции – наверняка и заслуга учителя Майорова, руководителя режиссерского курса Екатеринбургского театрального института Вячеслава АНИСИМОВА, ученика знаменитого Георгия Товстоногова.

Магнитогорцам ранее уже повезло познакомиться с двумя режиссерскими работами Андрея Майорова – это были необыкновенно теплый и трогательный спектакль «Старший сын» (12+) по незабвенной пьесе Александра Вампилова и довольно веселый «Театральный роман» (12+) по Михаилу Булгакову, несколько изменивший традиционное представление о постановках по этому произведению.

Судьбу новой режиссерской работы Майорова предопределила встреча с еще одним, безусловно, «болеющим» литературой человеком – заслуженным артистом России Станиславом ГУБАНИЩЕВЫМ (в 1996-2002 годах актер магнитогорского драмтеатра), известным своими театральными уроками во многих городах России. За основу таких уроков Станислав Георгиевич берет интересные и малоизвестные факты биографий писателей и их произведения, включенные в школьную программу. Один из уроков – по творчеству Сергея Есенина – Станислав Губанищев предложил несколько лет назад на суд Андрея Майорова, когда-то увлекавшегося стихами этого поэта, в качестве материала для постановки.

– Станислав Георгиевич принес мне материал урока, который предполагал, что историю будет рассказывать один человек, который будет играть всех персонажей, – рассказал Андрей Михайлович предысторию спектакля. – Я сначала этот материал отложил, но недавно мне опять случайно попал в руки этот текст. Я позвонил Станиславу Георгиевичу и сказал ему, что готов взяться за него, но это будет не урок, и я не буду играть один – надо делать спектакль. Он согласился, и мы позвали еще двух молодых актеров.

Режиссер приоткрыл тайну: изначально Сергея Есенина должен был играть он сам…

– Но я так много «копался» в этой истории, настолько «заглубился», что понял: если я буду играть, то я буду играть себя, – говорит Андрей Майоров. – Это будет настолько что-то мое личное, что я просто забуду про то, что должны делать остальные актеры. Поэтому я позвал на эту роль Анатолия БАЖЕНОВА и, чтобы «вложить» молодому актеру свое понимание образа, мне пришлось много литературы перелопатить.

А что касается непосредственно Сергея Есенина, то для режиссера он – одна из ярких личностей в большом ряду поэтов с похожей трагической судьбой:

– Я «болею» всеми поэтами, в том числе Блоком, Высоцким. Это даже не столько интерес именно к Есенину, сколько возможность показать, что такое поэт, поэт в России. Это «человек без кожи».

«Человек без кожи» воспринимает жизнь особенно обостренно, и в центре событий спектакля оказалась история страдающей, мятущейся и мятежной души русского поэта, окончившаяся трагедией. Кроме знакомства с биографией, вехами творческого пути и стихами Сергея Есенина, авторы и актеры подарили зрителю роскошную ретроспективу культурной жизни России 1920-х годов – времени настоящей культурной революции и творчества поэтов Серебряного века. Спектакль точно характеризует строчка из его афиши: «Романтика 20-ых годов ХХ века».

В постановке прозвучали имена известных деятелей культуры, жизненные дороги которых пересекались с судьбой Сергея Есенина, а также песни и стихи того времени, – надо отметить, что атмосферу спектакля, несомненно, «сделал» вокал актрисы Евгении ЕЛАГИНОЙ. А название действу дало одно из культовых мест Москвы 1920-х годов – кафе «Стойло Пегаса», где выступал со стихами Сергей Есенин, который был там «гвоздем программы». И не только из-за своих прекрасных стихов, но и как инициатор рекордного числа литературных и нелитературных скандалов…      

Спектакль «Стойло Пегаса» позволил магнитогорскому зрителю сделать еще одно важное открытие. Исполнитель роли Сергея Есенина молодой актер Анатолий Баженов, известный нам по нескольким сценическим образам мальчиков и юношей (замечательно воплощенным на сцене Магнитогорского драматического театра), в том числе и по роли Васеньки Сарафанова в первой режиссерской работе Андрея Майорова – «Старшем сыне», невероятно «вырос» и «возмужал» в «Стойле Пегаса». Буквально до образа масштаба высокой трагедии.

Это стало несомненным фактом, когда его златокудрый поэт, уже не хохоча в пьяном угаре, не кривляясь и не скандаля, прочел своего «Черного человека» так, что у зрителей пробежал мороз по коже. Стихи, прочитанные так – это главный ключ к сердцу давно ушедшего от нас поэта, они позволяют нам приблизиться к его образу и попытаться понять его боль. Именно стихи подарили бессмертие тому, чей земной путь был таким непростым и недолгим.   

– Многие сомневались в молодом актере, который всего год работает в театре и раньше ничего подобного не играл, – признает Андрей Майоров. – Я почему-то поверил в Анатолия Баженова. И когда сейчас те, кто сомневался, видят этот спектакль, то говорят: «Это он!» (Есенин). Мы долго работали, старались, мучились, и я думаю, что нам удалось это сделать. Тут нужен был актер, который должен был меня услышать и поверить мне. И он поверил. Все в начале спектакля сомневаются, а к финалу понимают: да, это Сергей Есенин.

Exit mobile version