А если это делать трижды в год на протяжении 13 лет – еще и головоломное.
Чего только не дарилось и не придумывалось, кажется, уже все подарено, осталась неосвоенной лишь область экстремальных развлечений.
Прыжок в подарок
Поэтому перед очередным днем рождения мужа я решила голову не ломать и подарить ему прыжок с парашютом. Современным мужчинам жить непросто: мамонты перевелись, от саблезубого тигра не побегать, а стало быть, адреналин девать некуда. Поэтому найти ему достойное применение – одна из насущных мужских проблем: горные лыжи и велосипеды, страйкбол и другие развлечения уже в нашей жизни были, почему бы не дополнить их парашютным спортом?
Найти организацию, которая занимается этим, оказалось не так просто, однако помогли советом знакомые, и вот я у цели. Предупрежу сразу, если вы решите воспользоваться моей идеей: сюрприза сделать не удастся. Нет возможности приобрести сертификат или каким-то образом заранее оплатить. Как объясняют сами организаторы, самолет прилетает из Челябинска, и они не хотели бы, чтобы на их ответственность ложился возможный форс-мажор. Поэтому сертификат пришлось найти в интернете, заполнить вручную и подарить, надеясь, что форс-мажор не случится.
Надо сказать, нам еще повезло, что очередной прилет самолета был так недалеко от искомой даты: говорят, это случилось всего в третий раз за нынешний год. И вот наступил вечер пятницы, мы сели в машину и отправились на левобережный аэродром ДОСААФ. Как мне пообещали: сегодня инструктаж, завтра полеты.
Разбитая дорога, ведущая вдоль кладбища, упирается в высокий шлагбаум, за которым здания постройки 60-70-х годов прошлого века. Звенящая июльская жара, высокие летние травы, удлиняющиеся тени елей и яблонь… Потихоньку на площадке у административного корпуса собирается народ. Желающих прыгнуть с парашютом оказалось немало – около 40 человек. Для большинства это произойдет впервые, а вот для группы мужчин в полосатых майках, камуфляжных штанах и берцах явно не первый прыжок. Спокойно рассуждают, кто когда и сколько прыгал, начиная еще с армии, пока ждем инструкторов. А мы с еще одной женой-затейницей обсуждаем, как бы незаметно сделать оплату организаторам. Так, же как и я, он решила сделать сюрприз и, как и я, переживает, чтобы он получился.
501, 502,503…
И вот, наконец, все в сборе, инструктор строит добровольцев, пересчитывает и ведет на инструктаж. Будущие парашютисты заполняют анкеты и расписываются в ведомостях – сюрпризом пришлось пожертвовать.
Инструктаж проходит в старой казарме, на стенах раритетные плакаты 1970-х обрисовывают теорию парашютного спорта, не менее историческая матчасть, по которой когда-то осваивали азы отцы, а то и деды собравшейся здесь молодежи.
Становится известно, что самолет уже вылетел, и у тех, кто пришел более обмундированным, чем мы, есть возможность совершить прыжок уже сегодня. Сразу поднимается лес рук, а мы решаем: чем меньше народа, тем нам же и лучше. К слову, знайте: для прыжка обязательна одежда, в которой будут закрыты колени и локти, а также берцы, чтобы не повредить голеностоп – если их у вас нет, дадут напрокат.
Инструктаж – история интересная и значимая, ведь от того, насколько подготовленным ты вступишь на борт старенького Ан-2, зависит твое дальнейшее здоровье, а то и жизнь. И потому отдельные, самые важные моменты повторяют не раз и не два, в теории и на практике, чтобы довести до автоматизма и не дать забыть при начавшемся при взлете мандраже.
Инструктор рассказывает обо всем, что произойдет с участниками в воздухе, а также о том, вероятность чего крайне мала, однако знать об этом необходимо. Начиная от того, как работает парашютная система, как правильно сидеть в самолете и для чего нужно резиновое кольцо на кольце, раскрывающем парашют (откроем тайну – чтобы не потерять и сдать вместе со всем снаряжением) и до тех внештатных ситуаций, вроде отказа парашюта и столкновений в воздухе, которые маловероятны: как в этом случае применить запасной парашют и что сделать, чтобы он не раскрылся внепланово.
Самое важное, конечно, последовательность действий. Это повторяют много раз – какой ногой отталкиваться, какой рукой дергать за кольцо.
– Считаем: 501-502-503 – дергаем кольцо, 504-505 – осматриваем купол, потом осматриваем воздушное пространство, убедились, что все на допустимом расстоянии от вас, затем выдергиваем блокировку из запасного парашюта, – рассказывает и показывает инструктор, вися на балке в подвесной системе.
А затем на плацу еще и еще раз все хором раз за разом повторяют все это, и главное – не сачковать, ведь вбить последовательность действий надо на подкорку.
К сожалению, съемки того, как все это происходило, организаторы не вели. А вот самому снимать в воздухе, даже на экшен-камеру, категорически запрещено – это как с телефоном за рулем, объясняет инструктор. Подобные вещи ведут к ослаблению внимания, что в свою очередь может привести к незапланированным проблемам, к тому же за камеру могут зацепиться стропы парашюта или возникнуть иные внештатные ситуации. Нужно иметь большой опыт прыжков, чтобы получить разрешение вести видеосъемку. Так что увидеть землю свысока глазами камеры, увы, мне не удастся – придется набираться смелости для собственного прыжка.
После инструктажа все идут на трамплин – отрабатывать приземление. Сперва со ступеньки по колено, потом по пояс. Главное – не забыли? – чтобы ноги были строго вместе, а руки держались за свободные концы, на которые крепятся стропы. Кому-то приходится прыгать не раз и не два, чтобы это уяснить, а в это время мы, группа поддержки из жен и детей, объедаем куст китайской вишни у трамплина – сперва тайком, потом уже в открытую – оторваться нереально, до чего вкусны подвялившиеся на жарком солнце ягоды.
И в завершение все учатся вязать бесконечную петлю: как крючком набирать цепочку, только вместо крючка – твоя собственная рука, замечаю я. После приземления необходимо собирать парашют и донести его до базы, и нужно, чтобы не спутались стропы, а уж сложить его для следующих участников – дело профессионалов.
Те, кто прыгает уже сегодня, уходят на старт, а мы возвращаемся домой в предвкушении завтрашнего дня.
Первым делом – самолеты
И вот – то самое утро. Встаем в четыре часа утра, ведь в пять нужно быть уже на аэродроме. Пустынные улицы города, дороги без машин, занимающийся свет нового дня, пока еще прохладного, но предвещающий очередное пекло.
Приезжаем самыми первыми, и пока ждем остальных, мы с дочкой успеваем задружиться со всеми местными собаками и кошками, сфотографировать со всех ракурсов Ан-2 и проверить, не осталось ли на кусте вишни.
Перед началом прыжков – обязательный медконтроль: измеряют давление, справляются о самочувствии, об отсутствии серьезных хронических заболеваний. Каждому парашютисту выдают талончик о прохождении медосмотра, без которого в самолет не допустят.
Затем участники взлета подходят на старт. Здесь инструктора надевают на них парашюты, выдают шлемы, еще раз напоминают всю последовательность действий, дважды проверяют, все ли в порядке со снаряжением, и строят в колонну, но не по росту, как на физкультуре, а по весу. Первым будет прыгать самый тяжелый, потому что он разовьет максимальную скорость, а дальше – по мере уменьшения массы тела. Это необходимо, чтобы избежать встреч и столкновений в воздухе, которые чреваты погашением купола одного или обоих участников. Все действуют по команде, а вот встречающих и провожающих просят отойти подальше, чтобы не отвлекать своими разговорами.
А в это время зеленый «кукурузник» под первыми лучами солнца выруливает на взлет, и на его борт один за другим входят парашютисты. Стрекот мотора, подпрыгивая на кочках, самолет бежит по полю, бежит, бежит, и, наконец, тяжело поднимается в воздух. Вот первый, второй круг, «кукурузник» набирает высоту. А здесь, на земле, рядом с нами, группа поддержки юной девушки ведет видеотрансляцию для ее оставшейся дома мамы – от надевания парашютов до возвращения героини на пункт. Ведь главное не только вернуться на землю живым и здоровым, но и чтобы мама не волновалась.
И вот в третий раз гудит мотор над головой, и на очередном круге начинают распускаться в пронзительной голубизне июльского неба белые цветы. Ветровой конус, безмолвно и безропотно свисавший все это время, наполняется воздухом – поднимающееся солнце нагревает землю, начинают двигаться притихшие за ночь воздушные массы, и это видно по самым легким парашютистам: вот потащило белый одуванчик в одну сторону, потом, чуть ниже, в другую: на высоте ветер бывает всегда. С земли подсказывают в мегафон, если парашютист замешкается и забудет строгий распорядок действий.
Медленно приближаясь к земле, цветы растут, становятся все отчетливее, и вот уже видно, как касается земли человек и как гаснет, сминается очередной купол. Теперь нужно встать, помахать руками, чтобы инструктора убедились – приземление прошло нормально, а если же парашютист не встает слишком долго – к нему бегут спасать. Правда, говорят инструктора, бывало и такое – подбегают, а он, счастливый от встречи с землей, лежит и нюхает ромашки. Затем предстоит собрать парашют – а это не много ни мало: 18 килограмм основной и пять килограмм запасной – в специальную сумку и вместе с ним топать на старт.
– Самый страшный момент – это из самолета выйти, потому что понимаешь, что земля она – вон там, маленькая-маленькая, что вот этот квадратик с половину спичечного коробка – большой ангар, – рассказывал потом муж. – А когда выходишь – дергаешь кольцо, рывок вверх, повисаешь на парашюте, и просто летишь и наслаждаешься видами, тишиной, покоем. По степени экстремальности могу оценить примерно, как скатиться с детской горки, когда ты уже научился кататься на горных лыжах. Ну и падать неприятно. Падаешь в разы сильнее, чем с трамплина мы прыгали.
После прыжка всем желающим выписываются свидетельства парашютиста, также можно приобрести значки и нашивки. Но главное, что останется – это воспоминания на всю жизнь.