Мы пообщались с одним из тех, кто по праву может называть себя моряком. Об особенностях службы на корабле читайте в нашем материале.
О море, службе на флоте, детских мечтах и несбывшихся планах мы поговорили с магнитогорцем, чья судьба связана со службой в ВМФ. В рассказе Александра Владимировича Игонина наверняка многие причастные вспомнят о времени, проведенном в море.
Почему в свое время выбор пал на мореходное училище?
В мореходку я пошел сознательно. Я мечтал быть моряком на торговом флоте. Служить срочную службу не должен был, потому как у нас было полностью закрытое учебное заведение военного типа (Херсонское мореходное училище). Мы должны были пройти краткую военную подготовку и получить звание лейтенанта запаса. Но в стране менялась ситуация. Мое мореходное училище не было высшим учебным заведением и мой выпуск подлежал уже призыву на срочную службу. А курс старше выпустился офицерами запаса. Поэтому, когда меня призывали на срочную службу на военно-морской флот, честно, не хотелось, потому что была значительная разница в сроках службы. В советской армии – 2 года, на ВМФ 3 года.
Какие были мысли после того, как распределили на флот проходить срочную службу?
Получив повестку, моя команда отправилась в Калининградскую область. Были мысли, что велик шанс попасть на три года службы, но может быть проскочем мы все-таки на два. Там уже при распределении объявили нам три года службы. С этим у меня связана веселая история. В ожидании «покупателей» (ими называют тех, кто забирает призывников), мы уже понимали – с каким цветом погонов к нам подойдут, такой цвет будет и у нас, и от этого зависит срок службы. Погоны голубого цвета – это морская авиация, срок службы два года, если буквы на погонах даже на флотской форме красные – это морская пехота, придется служить два года. И нам объявляют, чтобы мы выстроились – форма флотская, погоны черные. Все загрустили, это все-таки три года, но нас успокоили – служить всего 2 года. И после радостных криков «Ура!» было добавлено «плюс 12 месяцев».
Расскажите о специфике службы на флоте.
Если брать службу в военно-морском флоте на Балтике, то мы в принципе почти по морю не ходили. Связано это с большими переменами в стране, я отдавал присягу еще КПСС, а вернулся совсем в другую страну. И флот практически стоял весь в портах. Никаких учений, дальних походов в это время не проводилось. Чтобы флот был боеспособным все равно, были постоянные тренировки, пусть и на берегу. Флот – это такая штука, где нужны очень слаженные действия для того, чтобы корабль выполнял боевые задачи. От последнего матроса до командира корабля нужно четкое выполнение тех задач, которые ему поставлены.
Трудно сравнивать, ведь я не служил в других войсках. Но недаром на флоте служили три года, потому что это все-таки самое высокотехнологичное оборудование на кораблях. И поэтому обучить матросов, чтобы те выполняли свои задачи четко и слажено, времени требовалось больше, чем остальным войскам. Если корабль выходит в дальний поход – это несколько месяцев. Специфика взаимодействия людей в замкнутом пространстве корабля, нужно взаимоотношения правильные выстроить.
Сама стихия подразумевает единоборство людей с природой. Это непередаваемо. Человек, который не был в открытом море, ему не донести, какая это мощь. Человек не научился управлять стихией, но научился с ней взаимодействовать, прокладывать нужный курс, бороться с морем, когда оно разбушевалось, это главная флотская специфика.
Расскажите о ярких событиях службы.
Моя морская практика во время мореходного училища, это очень много впечатлений. Я пересек 12 морей, Индийский океан пересек весь до Сингапура, по Атлантике прошлись вдоль Европы. Впечатлений масса, прошло много времени, но до сих пор некоторые картинки яркие.
Самые яркие – события 18-21 августа 1991 года, когда произошел путч и развалился Советский Союз. Мало что мы понимали, были молоды, по телевизору Лебединое озеро, от старших офицеров мы узнавали события в Москве. Наши мысли – что срок службы может затянуться. Три дня полной боевой готовности, с автоматами, что случается на флоте крайне редко. 20-21 августа уже все сошло на нет. И после этого объявили приказ, что войска распускают комсомольские и коммунистические ячейки. Армия вне политики. Эти события ярко запомнились.
Почему все-таки мечта детства не осуществилась – посвятить себя морю, стать моряком, идти дальше по этому пути?
Хороший вопрос. Часто себе его задавал и задаю до сих, и со временем пришел к выводу, что не хватило мужества и целеустремленности в определенный сложный период. Закончив мореходное училище, получив диплом моряка, пройдя срочную службу, можно было устраиваться на флот, но флот переживал не лучшие времена. Самое, что казалось проблемным – у меня флотская специальность – радиотехник, радист. Их на кораблях меньше всего. Наша специальность штучная – один-два человека на корабле, утроиться было сложно. Это одна из главных причин. Можно было начинать с матроса, где-то зацепиться, но я как-то поддался обстоятельствам, не получилось, вернулся домой в Магнитогорск, чтобы специальность не потерять, устроился в связь, рассчитывал, что чуть-чуть накоплю денег и поеду попытаюсь еще раз, но не вышло.
Специальность очень быстро сошла на нет из-за развития прогресса. Той радиосвязи, которой меня обучали в мореходном училище на флоте конец наступил в 95 году. Спустя пять лет, после того как я диплом получил. Стала доступна спутниковая связь и уже не нужна была азбука Морзе. А в связи с этим и сократили такую должность как радист корабля.
Какими маршрутами хотелось бы еще раз пройти?
Самым первым и ярким впечатлением был конечно пролив Босфор и Дарданеллы, выход из черного моря в средиземное, когда видно древний Константинополь, который сейчас Стамбул, это удивительное зрелище. Из экзотического – такой порт как Джибути, это северо-восточная Африка возле пиратского Сомали. Очень маленькая нищая страна, это впечатления со знаком минус. Один из самых замечательных портов и городов, которые я видел – это Сингапур. Разочаровал по своему Бомбей, сейчас он по другому называется. Тогда это была вторая неофициальная столица Индии после Дели. Все по-своему было разное и интересное, и Порт-Саид египетский, и Суэцкий канал…Есть что вспомнить.
Куда бы хотел сходить и чего не видел…Ну конечно, хотелось бы сходить к берегам Америки, пересечь Атлантику или Тихий океан. Мечта всех моряков и гордость настоящего моряка – это пройти мыс Горн – это южная оконечность Южной Америки. Тот, кто там бывал, имеет право звать себя самым настоящим моряком, потому что это очень сложное для мореплавания место. Море само по себе удивительное, оно никогда не дает скучать, оно каждый день разное. И столько удивительных мест на планете, что загадывать страшно.
Чем занимались, когда заходили в порт?
В портах у матросов есть свои обязанности: по максимому привести в порядок корабль. Флот всегда отличался тем, что корабли всегда начищенные до блеска. Пополняли запасы питьевой воды, топлива, продуктов. Потом всегда было личное время, когда можно было прогуляться по порту, посмотреть достопримечательности. Это одна из лучших сторон профессии моряка. Тем более в те времена, когда был железный занавес и заграницу могли попасть только единицы. Один из первых моих портов был Пирей, это пригород Афин. Естественно, поехали смотреть Акрополь. Я очень любил мифы древней Греции и хотел посмотреть на это грандиозное историческое наследие.
Есть ли какие-то традиции у моряков в день ВМФ?
Есть такая традиция на флоте – посвящение в моряки, праздник Нептуна, когда пересекаешь в первый раз экватор. Мы его пересекали в декабре 90 года в Индийском океане, шли на остров Цейлон или Шри-Ланка, перед тем как к нему подойти было волнительно. Нас молодых разыграли. Когда объявили: «Внимание, всем свободным от вахты можно подняться на правый борт, справа по борту сейчас появятся в поле зрения экваториальные буйки», мы ломанулись смотреть это под всеобщий хохот бывалых моряков. И только потом мы поняли…ну какие могут быть экваториальные буйки, кому и для чего их нужно там ставить. Экватор можно увидеть только на компасе, и штурман может сказать, что мы находимся здесь, пересекаем полушарие. А после этого – традиционное купание в океане на экваториальной линии и выпивание из плафона морской воды.
Не так шумно моряки свой праздник отмечают. Но я думаю, что все моряки любят отметить свой праздник на берегу хоть какого-то водоема, когда это море – это вообще замечательно. Моряки надевают свои тельняшки, воротники гюйс, бескозырку, выпивают за тех, кто в море.
Есть ли пример дружбы с того времени?
30 лет прошло как мы расстались с теми, с кем учились, с кем служили срочную службу, а связи до сих пор крепкие. Мы всегда рады созвониться, рады видеть друг друга несмотря на то, что за эти 30 лет виделись в живую 2-3 раза. Наверное потому, что это были лучшие годы, было становление нас как людей, мы были объединены одной целью и шли к ней, учась друг у друга. У меня один из самых близких друзей живет в Чикаго, мы изредка с ним созваниваемся, дважды всего мы виделись после службы, но это не мешает нам считать друг друга близкими друзьями, не смотря на то, что мы живем в разных странах и на разных континентах.
Море…какое оно для вас?
Море для меня удивительное. У меня пульс учащается, когда я его вижу. Лет до 35 мне море достаточно часто снилось. Шум прибоя лучше всякой музыки ласкает мне слух, крики чаек, запахи, морской свежий ветер. Одним из самых ярких впечатлений было, это то, что океан может иметь такую гладь, штиль, как будто зеркало. Это был Индийский океан в районе экватора. Температура за 30 выше нуля. Впечатление, что это зеркало. И спустя сутки – 6-7-бальный шторм с волнами с 5-этажный дом. Каждое море отличается. И цветом воды отличается, и побережьем, и даже соленостью.
Редакция «МР-инфо» поздравляет всех причастных с Днем Военно-Морского Флота.