Когда возможно всё. Какие фильмы о родном городе увидят в недалеком будущем магнитогорцы?

О работе над новыми кинопроектами рассказал режиссер Центра визуальной культуры «Век» Объединения городских библиотек Игорь ГОНЧАРОВ.

Если театр – без границ

С одним из них зритель сможет познакомиться уже осенью, после открытия обновленного здания драматического театра имени Пушкина. Это будет фильм, посвященный этому культурному учреждению, под рабочим названием «История театра».

– В театре появилась очень мощная аппаратура – проекционная, световая, звуковая, – рассказывает Игорь Гончаров. – Показ фильма как раз станет поводом опробовать киновозможности театра. В нем задействовано довольно много людей, в том числе актеры и режиссеры, работавшие в период, когда главным режиссером драмтеатра был Валерий АХАДОВ. Состав участников фильма получился представительным, также удалось собрать много видеоматериалов. Сейчас свидетели той значимой в жизни театра эпохи постепенно уходят от нас навсегда. Думаю, нам удастся захватить уходящую в прошлое эпоху, и надеюсь, что фильм станет одним из ее исторических свидетельств.

Когда возможно всё. Какие фильмы о родном городе увидят в недалеком будущем магнитогорцы?

Чтобы сложить более-менее целостную и последовательную картину, материалы создателям фильма приходилось собирать по крошечным фрагментам. Например, довольно трудно было разыскать свидетельства о строительстве нынешнего здания театра. В городском архиве нашлось несколько минут кинохроники об этом, а чтобы оцифровать эти кадры, пришлось ехать в Челябинск. Авторы предприняли попытку проследить логику развития учреждения, показать основные вехи его истории и задаться вопросом: а что же будет дальше, каким будет будущее магнитогорской драмы?

Театральный художник Вячеслав ВИДАНОВ, работавший некогда в одной команде с Валерием Ахадовым и бывшим директором магнитогорского драмтеатра Владимиром ДОСАЕВЫМ, оставившим не менее заметный след в судьбе учреждения, не только дал интервью для фильма, но и привез несколько уникальных видеозаписей. Он сумел найти редкие видеозаписи с седьмого фестиваля «Театр без границ», проходившего в Магнитогорске в 2005 году.

Режиссер, взявшись за работу о театре, и сам не предполагал, какой огромный пласт материала о роли учреждения в истории города и о театре как явлении предстоит перелопатить. И фильм наверняка подарит магнитогорским зрителям немало открытий.

Прогулка в прошлое

Сейчас в Магнитогорске проходят съемки документально-художественного фильма Игоря Гончарова «Невозможное», посвященного эпохе 1930-40-х годов в истории Магнитки. Небольшой фрагмент картины, появившийся в сети, уже вызвал оживленное обсуждение. Многие магнитогорцы с нетерпением ждут выхода фильма – возможно, он увидит свет к следующему Дню города.

– Это несколько странное сочетание документального и художественного кино, эксперимент, касающийся того, как будут документальная и художественная линии друг с другом сосуществовать, – рассказывает о «Невозможном» режиссер. – Ведь и фильм «Гидра» (документально-художественная кинолента об истории уральского казачества) создавался когда-то в большей степени как документальный, но потом стало преобладать художественное начало. Но сам формат «перетекания» из уровня отстраненного наблюдения в нечто личное, частное, происходящее здесь и сейчас, когда история становится достоянием конкретного человека, когда он эту историю «делает» в каком-то смысле, – это всегда очень волнительное ощущение мгновенной связи времен и оживления времени, одушевления отстраненного факта через конкретных людей.
Пока трудно предположить, не будет ли в «Невозможном» уровень драматического напряжения в личной линии героев перетягивать внимание на себя, не нужно ли будет его сглаживать. Сейчас пока понятно, что эта связка документального и художественного работает, линии не вступают в стилистический конфликт.

В фильме «Невозможное» предполагается мощная «экспертная» линия, которую будут вести десятки человек. Участие в создании картины приняли представители МГТУ имени Носова, историко-краеведческого музея, драмтеатра имени Пушкина, свидетели эпохи – они наполняют фильм фактологической информацией, собрать которую воедино можно именно в формате документального кино.

– А для того, чтобы все это «задышало», и то прошлое, которое было отражено в фактах, «передало эстафету» сегодняшнему дню, введен художественный элемент, получивший воплощение благодаря актерам драмтеатра, – говорит режиссер. – Ради чего, собственно, все это было – преодоление, героизм? Мы сегодня так легко, «по верхней волне» этой истории идем, не зная, что там, в этих глубинах, и очень важно было эту связь увидеть «снизу вверх» и «сверху вниз». Ради этого внесен художественный элемент – история молодых людей, чтобы они прикоснулись к прошлому – сначала как бы между прочим в силу легкости восприятия сегодняшней молодежи, а потом постепенно начали окунаться туда, чувствовать, что здесь происходило то, что достойно более глубокого отношения, а не просто легкомысленной «прогулочной поступи».

Информации по героической истории нашего города наработано немало. Задачей авторов фильма было систематизировать ее и выработать свой взгляд на проблему, позволивший сбалансировать героику и повседневность, дабы избежать как излишнего пафоса, так и сплошного минора в изображении событий. Найти «золотую середину» во многом помогла известная книга американского рабочего Джона Скотта «За Уралом», посвященная Магнитогорску 1930-х.

– Джон Скотт писал свою книгу в те времена, у него было живое, юношеское, чистое, ничем не засоренное видение происходящего, – отмечает Игорь Гончаров. – Это энтузиаст, который все бросил и приехал сюда, будучи студентом, с пишущей машинкой из Америки, приехал из лучших побуждений и так же, как и наши люди, переживал внутренние трансформации порыва, столкнувшись с реальностью. Ведь здесь все было совсем не так, как убеждала пропаганда. Тем не менее, люди все равно понимали, что они делают великое дело, готовы были мириться со многим и понимали, что эту работу необходимо героизировать, чтобы самим верить в свою высокую цель, несмотря на грязь и разруху. Это удивительный пример того, как нужно воплощать мечту, как себя настраивать, как жить, чтобы прийти к мечте. Будучи заряженным ею, ты готов преодолевать все, потому что понимаешь, что более достойной мечты, чем ты для себя выбрал, нет.

Режиссера поразило, насколько иностранцам, приехавшим на Магнитострой, не хватало у себя на родине великой цели и не менее великого безрассудства, чтобы ее воплощать. Ради этого они готовы были вытерпеть многое, в том числе и репрессии.

Большую лепту внес в создание фильма «Невозможное» главный режиссер драматического театра имени Пушкина Максим КАЛЬСИН, «по совместительству» историк и сценарист документальных фильмов об истории России, которые увидели и еще увидят в недалеком будущем зрители федеральных телеканалов. Максим Георгиевич как раз – пример того, как люди влюбляются в Магнитку через ее историю, осознание роли города в истории страны. Магнитогорск, по мнению Кальсина – в какой-то степени «матрица» для всей страны, которая была сформирована к началу 1940-х годов и позволила дать сокрушительный отпор врагу.

– Так как Максим Георгиевич историк, при этом еще и актер (по своей студенческой жизни), он прекрасно умеет подать материал так, что можно заслушаться, – говорит Игорь Гончаров. – Этот человек может рассказать мне про мой город так, как никто другой не расскажет, и это не просто собирательский интерес к истории города, а какое-то внутреннее участие. Настоящий историк все время ставит себя на место давних событий, и тогда ему становится понятно, почему произошло именно так. Когда события примеряешь на себя, вся логика того времени становится твоей внутренней логикой, и перед тобой открывается перспектива, которая никогда не откроется перед тем, кто просто изучает историю по учебнику. История в нем имеет «личное свойство».

«Это моя война»

Еще один интересный проект ЦВК «Век» – «Это моя война» – связан с драмтеатром имени Пушкина и режиссерской деятельностью Максима Кальсина, а именно с постановкой спектакля о Великой Отечественной войне «Дни Победы», увидевшего свет в 2016 году. Тогда к монологам свидетелей событий из пьесы Ксении СТЕПАНЫЧЕВОЙ магнитогорские режиссер и актеры добавили непридуманный рассказ нашей землячки – труженицы тыла. Это тоже было важным фактом признания роли магнитогорского тыла в завоевании Победы, как и присвоение Магнитке почетного звания Города трудовой доблести.

Участвуя в постановке спектакля «Дни Победы» в качестве видеорежиссера, Игорь Гончаров параллельно снимал режиссерские репетиции с актерами.

– Максим Георгиевич предложил сделать киноверсию спектакля, но я решил снять фильм о том, как история в человеке перерождается в желание что-либо сделать, например, поставить спектакль о войне, – говорит режиссер. – Если взять историю про тыл – это некое потрясение от того, как это все удалось сделать в такие сжатые сроки, как у людей включались резервы, мгновенно находились решения, и вся страна работала в таком ритме, – здесь какое-то коллективное бессознательное включалось. И человек, изучая историю, тоже в это коллективное бессознательное окунается и делает спектакль. Это некая дань подвигу и некое личное участие в этой войне, возможность что-то сделать, чтобы почувствовать себя гражданином этой большой страны и чтобы не стыдно было жить, называясь русским человеком. Все истории спектакля поэтому начинаются рассказом режиссера о каких-то воспоминаниях, пронзивших его когда-то, позволивших приблизиться к военной истории, о «личной точке активации».

Путь режиссера к тыловой истории спектакля начинался, например, с рассказа его отца о том, как в послевоенной юности он на картинке перепутал булку белого хлеба с резиновой камерой для мяча, думая, что мальчик, евший хлеб, надувает камеру. Он просто никогда не видел белого хлеба…
Проект будет представлять собой семь двадцатиминутных серий. Подобного опыта у авторов проекта до сей поры не было, тем не менее, они рассчитывают выпустить первую серию уже к дате начала Второй мировой войны, то есть к началу сентября.

О невозможном и возможном

Осенью в ЦВК «Век» также надеются продолжить и другие интересные начинания, реализация которых была прервана из-за запрета массовых мероприятий на фоне пандемии коронавируса. В рамках нового проекта «НАРРАТИВ-АRТ» будут проходить показы фильмов и встречи с их авторами, продолжится подготовка к очередному фестивалю видеопоэзии «Видеостихия», будет начат сбор заявок и на следующий фестиваль социальных роликов «Твой взгляд».
Кстати, долгое отсутствие массовых мероприятий в ЦВК «Век» освободило время для новых творческих завоеваний. Поскольку одной из насущных проблем кинорежиссера Игоря Гончарова был подбор саундтреков к фильмам, в период самоизоляции он начал осваивать профессию… композитора. И теперь в его фильмах мы, вероятно, сможем услышать музыку его собственного сочинения.
– Меня всю жизнь убеждают, что невозможно сделать то или это, и это, наверное, мой рок – доказывать, что все это возможно. И это потрясающая задача, которая наполняет жизнь смыслом, – улыбается Игорь. – Только одно невозможное, переводимое в разряд возможного, выводит человека на новые горизонты жизни.

Exit mobile version