Сегодня исполняется 90 лет Гражданской авиации России
Мне посчастливилось проработать в этой сфере около сорока лет. Как и мои коллеги-однокашники, начинал свою летную карьеру не с левобережного,
а с нового аэропорта, с Ан-2. Наши наставники переучивались сначала на самолет Ли-2, а потом и на Ан-24 и Ан-26.
Конечно же, главное направление Гражданской авиации – перевозка пассажиров, почты и грузов. Эта работа выполнялась на всех типах воздушных судов, круглый год, в любое время суток. Выполнялись рейсы в Москву, Киев, Харьков, Калининград, Самару, Сургут, Надым, Нефтеюганск, Омск, Новосибирск, Новокузнецк, Оренбург, Актюбинск, Астрахань, Волгоград, Сочи, Краснодар, Мин. Воды, Екатеринбург, Челябинск, Аркалык, Джезказган, Ташкент, Санкт-Петербург, Минск и другие города.
Большой объем работы выполнялся нашими экипажами самолетов Ан-26 по обслуживанию ВАЗа. По заявкам автогиганта выполняли полеты практически по всей России, а также в ближнее зарубежье. Работали вахтовым методом с базированием на аэродроме Самары. Как говорили тогда – заводской конвейер работал «с крыла». Считаю, что в становлении отечественного автопрома есть и наша заслуга. На этом же типе самолетов наши экипажи внесли огромный вклад в освоение нефтегазового комплекса.
Магнитогорский аэропорт по своему географическому положению в области был оптимальной базой для создания довольно крупного авиационного подразделения по применению авиации в народном хозяйстве – на селе, лесоавиационных работах, патрулировании лесов, нефтепроводов, газопроводов. Также выполнялись полеты в интересах МЧС, санитарной авиации, паводковых комиссий, всех видов силовых структур и по линии гражданской обороны. Авиационная эскадрилья АН-2 насчитывала более тридцати экипажей и столько же самолетов. В зимний период полеты выполнялись по местным воздушным линиям. В области было около тридцати аэродромов местных воздушных линий (МВЛ). Почти все районы области имели по нескольку аэродромов МВЛ. Летали много! Люди передвигались на территории области в основном по воздуху.
Билеты были дешевые, а автомобилей и хороших дорог почти не было.
Ранней весной в составе сводных подразделений сельскохозяйственной авиации Уральского управления гражданской авиации наши экипажи начинали работу по внесению минеральных удобрений в южных и западных регионах страны – в Белоруссии, в Ростовской и Волгоградской областях, затем перелетали в Татарию, на Урал, в Оренбургскую область и в Казахстан. Ранним летом проводили массовую борьбу с сорняками в посевах зерновых культур, с середины лета начиналась борьба с вредителями леса и сельхозкультур. Параллельно с этим все лето патрулировали леса области, предохраняя их от пожаров. Осенью группа самолетов направлялась в Узбекистан на дефолиацию хлопчатника. Возвращались в октябре и снова включались в работу по осенней подкормке почвы минеральными удобрениями. За сезон силами авиаторов Магнитогорского авиапредприятия обрабатывалось до 300 тысяч гектаров!
Зимой вылетали на Север для выполнения полетов для нефтяников, газовиков, геофизиков и рыбаков. Работали в Тюмени, Тобольске, Березове, Сургуте, Надыме, Тазовске, на Ямале…
По заявкам МВД выполнялись полеты по поиску угнанных автомобилей и наблюдению за определенными участками дорог, местности. На аэродроме постоянно был
в готовности оборудованный для поисково-спасательных полетов АН-2. Также отмечу, что когда стали осваивать Аркаим, наши пилоты доставляли туда грузы, сотрудников, археологов, выполняли аэрофотосъемку.
А затем нас «приземлили». В 1998 году был сокращен весь состав летной службы. Около двухсот человек лишились не только работы, но и профессии. Такая же история случилась и в областном центре. В настоящий момент в Челябинской области нет своих пилотов и своих самолетов. Международные, оснащенные, длиннополосные аэропорты в области существуют, но базируются на них чужие пилоты и чужие самолеты. А нужды сельского и других отраслей народного хозяйства в области удовлетворяют экипажи Башкирии, Свердловской, Курганской областей и Казахстана, а то и просто авиаторы-любители. В этом случае деньги уводятся из области, а качество исполнения услуг, мягко говоря, не на высоте.
Конечно же, прошлое вспоминается с огромной ностальгией. Сегодня хочется сказать спасибо судьбе за то, что она позволила нам сродниться с небом, почувствовать всю прелесть, красоту и опасность полетов, поздравить своих коллег и всех авиационных специалистов с 90-летием Гражданской авиации и пожелать возможности снова испытать это ни с чем не сравнимое ощущение полета!