Баба Женя: «Наши просфоры идут на стол к Богу»

Бабу Женю знают многие верующие магнитогорцы. Всегда добрая и приветливая, руководительница просфорни при Кафедральном соборе Вознесения Господня умеет найти и слова поддержки и совет дать, если нужно. Даже и не скажешь, что ей скоро исполнится  90 лет.

Евгения Перцева выпекает просфоры вот уже 27 лет. Начала осваивать непростое ремесло еще в Казахстане в далеком 1993 году. Тогда в храме Михаила Архангела г. Чу к постоянной прихожанке Евгении  подошла матушка Фотиния и сказала: «В просфорницы пойдешь!».

И Евгения Николаевна согласилась, не имея ни солидного кулинарного опыта, ни даже умозрительного представления о том, как выпекают просфоры. Всему научила мудрая наставница баба Ульяна. Ученица оказалась способной. Матушка Фотиния не раз говорила: «Ой, Евгения, придет время, будешь печь просфоры в большом храме». И как в воду глядела. Сейчас дружный коллектив просфорни при главном храме магнитогорской епархии обеспечивает потребности не только своей церкви, но и другие городские храмы. При этом за советом и рецептурой в Магнитку регулярно обращаются из храмов других городов Урала – такого мастерства достигли наши землячки под чутким руководством бабы Жени. А между тем, магнитогорская мастерица всего лишь строго следует заветам своей наставницы бабы Ульяны, сохраняя традиции и уделяя внимание всем, даже самым незначительным, деталям.

Путь к Богу

Детство Евгении Перцевой – это голод, холод и война. Родители бабы Жени донской казак Николай Солодовников и его супруга Матрена были людьми глубоко верующими. Причем, от веры семейство не отказалось даже в сложные предвоенные годы, когда религиозность в чести не была.

В поисках лучшей доли с Дона Солодовниковы сначала переехали в Алтайский край, а чуть позднее – в Казахстан, где в то время строилась Туркестано – Сибирская железная дорога. В казахстанском городе Чу (на современных картах – Шу) их дочь  (седьмой ребенок в семье) Евгения пошла в школу. Получать новые знания девочке нравилось и занятия она старалась не пропускать. Только в военные годы, когда старшие ушли на фронт, а мама приболела, Женя на два года прервала обучение – нужно было работать, чтобы выжить.

Вместе с другими детьми маленькая Евгения в условиях лютой жары вручную сушила пшеницу, просеивая лопатами зерно на ветру. Такой труд не каждому взрослому по плечу, а тут – полуголодные дети. Кто-то мог бы разочароваться во всем и озлобиться. А наша героиня, напротив, научилась состраданию, взаимовыручке и пониманию чужой беды.

В 1948 году она вместе  с подругами отправляется в Барнаул, где стала работать на заводе тяжелых механических прессов токарем. Но этот период продлился недолго и вскоре Евгения Николаевна вернулась в ставший родным город Чу. Здесь и доработала до пенсии в местном отделении железной дороги.

Все это время она не прекращала молиться и верить – таково было воспитание, подаренное родителями. Однако, постоянно посещать церковь стала после смерти мамы, постепенно проникаясь вековой мудростью. И не было ей никакого дела  до того, что к частым посетителям храмов окружающие смотрели тогда с подозрением.

Соль, мука и молитва…

Уже будучи на пенсии, баба Женя приехала в Магнитогорск. Разумеется, с первых дней в нашем городе она стала постоянной прихожанкой храма Вознесения Господня, а вскоре, по благословению священника, и возглавила просфорню.

«На нас лежит большая ответственность, потому что наши просфоры идут прямиком на стол к Богу. И поэтому нужно очень внимательно относиться к каждому шагу при из изготовлении», – наставляет баба Женя своих подчиненных.

А они и сами все понимают. И очень стараются, потому что нельзя здесь сделать свою работу плохо. Как нельзя и огорчить Евгению Николаевну, в которой практически все души не чают, постоянно обращаясь к ней за советом и наставлением.

Сам процесс создания просфор заслуживает отдельного внимания. Все начинается  с молитвы, обращенной к пре­по­доб­ным Спи­ри­дону и Ни­ко­диму, которые считаются первыми просфорниками.

В просфорне даже есть рукотворная книга со специальными молитвами.

Здесь же, на подоконнике поставили несколько икон. Примечательно, что одна из них – творение просфорницы Екатерины Феоктистовой. По признанию женщины, на изготовление иконы ушла неделя. Но ей ничуть не жаль ни времени и трудов, потому что сейчас икона находится в святом месте и служит доброму делу.

Лишь после молитвы начинается непосредственная работа с тестом. Замешанную заранее массу еще раз вымешивают, раскатывают и затем вручную формируют каждую просфору.

скатанные просфоры на отстаивании

Любой из этапов имеет свои тонкости. Например, при раскатке один пласт может пройти через валки несколько раз – до тех пор, пока не станет гладким, без вкраплений и трещин.

Специальными круглыми ножами вырезаются заготовки, которым затем придают форму. Труд это непростой, требующий внимательности и физической самоотдачи. Необходимо сделать так, чтобы полученные части (любая просфора состоит из двух элементов: собственно «тела и «крышечки») хорошо держали форму, и при этом в них не осталось воздушных пузырьков. Гладкой должна быть даже нижняя часть просфоры.

«На все нужна воля Божья. Даже для того, чтобы научиться печь просфоры. Здесь не бывает случайных людей, каждый пришел своим путем и всех привела сюда Евгения», – говорит просфорница Антонина Скобелкина.

Пожилая женщина в прошлом была обвальщиком мяса и к тесту прикасалась только в рамках домашней кухни. Тогда, признается  она, и представить не могла, что будет иметь дело с выпеканием просфор.

«Я просто приходила помогать в храм и вот однажды мою пол, ко мне наклоняется Евгения и говорит: «Пошли в просфорницы?». Сначала я растерялась, а потом пошла», – вспоминает Антонина.

«Я однажды пришла на исповедь, баба Женя подошла и позвала. Уже год я здесь и ни минуты не жалею. Всегда ухожу отсюда с таким воодушевлением! Понимаете, это не просто работа, это служение, дарующее благодать», – рассказывает, в свою очередь, Марина Сусуева.

 «Баба Женя делает все с молитвой и любовью.  Наверное, поэтому у нее все так хорошо получается. А ведь только внешне кажется, что это так легко. На самом деле и руки тут можно в мозоли стереть и выстоять на ногах весь рабочий день нелегко. А она справляется, несмотря на возраст. Долгих лет ей», – продолжает Марина.

Седьмого августа Евгении Николаевне Перцевой исполнится 90 лет. Из них без малого 30 она посвятила просфорному делу. Баба Женя (именно так ее называют ученицы) не просто большой мастер своего дела, она – символ глубокой веры, беззаветного служения делу и человеческой порядочности.

Exit mobile version