Учить нельзя отчислить

С 1 сентября 2013 года у школ появится возможность избавляться от нерадивых учеников
Работа над новым базовым документом об образовании велась в течение нескольких лет. Закон сохраняет базовые гарантии и создает прописанные механизмы их осуществления 
на практике. 
Он позволит обучаться по индивидуальным планам и одновременно осваивать несколько учебных программ в разных заведениях (так называемая «кредитно-модульная» система). Впервые прописаны понятия сетевого, дистанционного, семейного и электронного обучения, определены особенности получения образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, иностранцами и лицами без гражданства, осужденными. Особое внимание – условиям обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Более подробно регламентированы права, обязанности и ответственность педагогов. Школа больше не будет называться «образовательным учреждением» – с нового учебного года это «образовательная организация».
Обсуждался закон на разных уровнях, в каждом регионе. Осенью 2012 года в Челябинске прошли парламентские слушания проекта «Закона об образовании», предложения были направлены в нижнюю палату российского парламента и учтены при принятии окончательной редакции закона. Сам закон вступит в силу с 1 сентября 2013 года, за исключением отдельных положений. Теперь он будет спущен «вниз», обрастет нормативными актами на местах. Но уже сегодня к нему прилагается целый ряд материалов, среди которых наибольшие вопросы вызывает «Приказ об утверждении порядка привлечения учащихся к дисциплинарной ответственности».
Этот документ жестко прописывает наказания для учеников вплоть до исключения из школы. Грубым дисциплинарным проступком считается неосвоение в установленные сроки образовательной программы, невыполнение учебного плана; появление на территории образовательной организации в состоянии алкогольного, наркотического, токсического опьянения; совершение на территории школы уголовного или административного правонарушения; аморальный проступок, оказывающий негативное влияние 
на других учеников.

 

Что по этому поводу думают магнитогорцы, мы попытались выяснить в нашем опросе

 Светлана Вдовцева, педагог с 15-летним стажем:

– У меня к подобной инициативе двойственное отношение. Конечно, учителям проще, если от трудного подростка можно будет избавиться исключением из школы. Но все-таки я считаю, что их нужно выпускать, дав базовое образование. А там жизнь сама расставит все по своим местам. Мы, взрослые, в отличие от детей, понимаем, что «волчий билет» отразится на будущем исключенного ребенка. Каждый год хотя бы один выпускник 9 класса выходит со справкой – и не может дальше учиться нигде, только работать. Конечно, есть плюс в этом новом приказе – «его пример другим наука». Но все должно быть в разумных пределах: у педагогов ответственность в этом случае, как на суде, – очень тяжело брать на себя решение чьей-то судьбы.
Наталья Соколова, сотрудник полиции:
– Я отрицательно отношусь к тому, что у школ будет возможность избавляться от плохих учащихся. Несмотря на то, что понимаю, как они мешают учиться другим. В классе моего сына таких трудных было трое, из-за них страдал весь коллектив ребят. Но попробуйте встать, к примеру, на позицию мамы этого нерадивого подростка, его семьи – ему теперь что, так и оставаться неучем? 
Я уже не говорю о том, кто будет следить за тем, чем исключенные станут заниматься, получив море свободного времени. Это же новые резервы для преступных групп!
Татьяна Чебанюк, директор вечерней школы:
– Я приветствую рычаги влияния на подростков, что совершают достаточно грубые, тяжелые правонарушения. Потому что таких проступков совершается немало, а ответственности за них никакой. 
У педагогов нет никаких прав, чтобы воздействовать, по-этому, к сожалению, некоторые дети просто наглеют, зная свою безнаказанность. По-этому должна быть юридически закреплена жесткая ответственность, кстати, и для родителей тоже. И еще я считаю, что должна быть какая-то огласка таким грубым поступкам. Ведь мы привыкли не выносить сор из избы, прикрываясь законом о защите персональных данных и тому подобным. А ведь если другие будут видеть, что зло наказуемо, то подумают, прежде чем сами пойдут на нарушения. Поэтому я за справедливые, но жесткие требования.
Аркадий Кравчук, предприниматель, отец троих детей:
– Инициатива с исключением из школ ребят, которые дестабилизируют обстановку, наносят урон – моральный, а то и физический, другим детям, хорошая. Но хотелось бы, чтобы при исполнении этого права под одну гребенку не шли все подряд. Сегодня, увы, нередко в школе встретишь показуху: с первого класса начинают досье на ребенка составлять, галочки ставить ученикам и родителям, заставляя не только школьную программу осваивать, но и в разных конкурсах, дистанционных олимпиадах участвовать. Такое ощущение, что для педагога важно не то, сколько «доброго и светлого» он в юные умы заложил, а «пропиарился», чтобы, к примеру, грант получить. Не начнут ли избавляться от плохих учеников, чтобы показатели улучшить?
В заключение хотим напомнить, что приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности школьников относится к множеству подзаконных актов, которые должны прийти на смену старым постановлениям и приказам. На сайте Министерства образования и науки продолжается общественное обсуждение проектов нормативных правовых актов, разработанных в целях реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». До 25 февраля каждый из вас может отправить туда свои замечания по двадцати проектам, касающимся всех уровней образования.

Exit mobile version