Кто звонит в колокол? Магнитогорск — город звонарей-импровизаторов

Многие ли задумывались кто, как и почему звонит в колокола при наших храмах?И какового это — быть звонарем в провинции? Наш корреспондент поднялся на колокольню и все разузнал.

К колокольному звону мы все привыкли. Радужные переливы никого не удивляют, но многих заставляют остановиться, оглядеться и…поразмышлять о вечном. Возможно, именно в отвлечении слушателя от мирской суеты и заключается сакральный смысл звонарского ремесла.

Правда, даже вслушиваясь в необычную мелодию, мы редко задумываемся о том, что там, на колокольне находится человек, который в эту самую секунду являет миру чудо творческого созидания. Перед ним нет нот, нет дирижера, его мелодия — это почти чистая импровизация с элементами соблюдения определенных (не слишком многочисленных) канонов. Но как звучит!

Сегодня нам разрешили побывать на колокольне Свято-Никольской церкви, что на Чкалова. Лестницы, ведущие наверх, весьма круты, как, впрочем, любые тропы, ведущие к Вечному.

Сама колокольня находится метрах в пятнадцати над землей и вид отсюда открывается шикарный.

Но главная ценность здесь — это колокола, расположенные в три яруса. Они были отлиты в 1994 году в Каменск-Уральске в мастерской «Пятков и Ко» на средства мецената Алексея Рязанова. Устанавливал их один из самых известных звонарей страны Владимир Петровский.

Самые большие — благовестники, средние – подзвонные и самые миниатюрные — зазвонные. Всего 9 колоколов. Проводником в мир неведомого искусства стал для нас алтарник и звонарь Василий Варламов. Ему сейчас чуть больше двадцати лет из них семь лет — звонарский стаж.

«Сначала мы с мамой ходили в храм, затем стал тут понемногу помогать, так и остался в итоге. Звонарем случайно стал. Конечно, я бывал до этого на колокольне, вроде даже получалось звонить, а потом так случилось, что отец Сергий Лукашенко, который тогда был здесь звонарем, не смог попасть на колокольню и я его подменил. И с тех пор уже семь лет прошло, как я здесь», – рассказывает наш земляк.

Василий — самоучка. Звонарских школ во всей России немного, а поблизости и вовсе нет таких. Поэтому в провинциях часто практикуется передача опыта от одного звонаря к другому. А с учетом особой творческой свободы, которая в данном ремесле допустима, получается, что каждый звонарь — и композитор и музыкант в одном лице.

«Определенные правила есть. Например, на Троицу обязательно нужно начинать звон с трех ударов благовестника. Во время обычной службы — 12 ударов, в честь 12 апостолов. Но в целом ты звонишь так, как подсказывает тебе душа, опираясь на свой опыт и вкус», – поясняет магнитогорский мастер.

Причем, звонарь и колокольня — это идеально сбалансированный единый организм. Поскольку набор колоколов везде разный, каждую систему приходится настраивать индивидуально. Длина нитей натяжения вручную подгоняется так, чтобы конкретный человек мог спокойно производить все манипуляции и при этом не наносился большой вред звоннице.

Примерное наиболее удачное расположение от «языка» до внутренней части «юбки» колокола в спокойном состоянии не должно превышать толщины двух пальцев. Тогда удары не наносят большой вред сплаву, из которого отлит инструмент.

Впрочем, следы потертостей все равно хорошо видны и от этого никуда не деться.

«Каждый звонит по своему. Я стараюсь отталкиваться от благовестников, затем подключаю остальные. Есть уже наработанные мотивы и все равно всякий раз получается хотя бы чуточку, но по-другому. Иногда слушаю записи известных звонарей и стараюсь у них учиться чему-то новому», – продолжает наш собеседник.

Его колокольная — одна из крупнейших в округе. Разумеется, в нашем городе самая большая находится при Храме Вознесения, но там используется электронный звонарь — сложная система, управляемая компьютером, позволяющая воспроизводить мелодии, исключая прямое человеческое вмешательство.

«Мне приходилось бывать на колокольнях в Смеловске и даже Брединском районе. Там набор поменьше, но даже из ряда в три колокола вполне можно извлечь приемлемый звук», – отмечает магнитогорец.

Самым сложным, по его признанию, было, научиться полноценно использовать левую руку, хотя по природе своей он правша. Однако, годы практики сделали свое дело и сейчас сторонний наблюдатель даже не заметит разницы.

Колокольный звон, как выяснилось, занятие, требующее немалой физической подготовки. Просто представьте, что вам нужно, опираясь на одну ногу (другая используется в процессе) в течение пятнадцати минут совершать ритмичные движения в заданном темпе и ни разу не сбиться — иначе сразу пострадает звучание. Причем, не просто совершать некие действия, а делать это осмысленно и с ощутимой отдачей от туго натянутых нитей. Прибавьте к этому лютый мороз (если дело происходит зимой) или жару (в наших краях летом и такое возможно).

Справедливости ради нужно сказать, что 15-минутный перезвон необходим не часто, например на День Крещения Руси (28 июля) и на День Победы (9 мая).

Один из самый «горячих» дней в трудовом распорядке звонарей — праздник, именуемый как Вход Господень в Иерусалим (отмечается в воскресенье за неделю до Пасхи). Праздник иногда так и называют — День звона. К этому событию, как правило, магнитогорские колокольни украшают цветными лентами. Впоследствии, ленты остаются висеть до следующего года, красиво развиваясь на ветру.

«Мечтаю когда-нибудь побывать (или даже позвонить!) на колокольне Ивана Великого, что на Соборной площади Московского кремля. Там конечно масштаб другой и это вдохновляет» – признается Василий.

И наверняка однажды исполнит свою мечту.

Exit mobile version