Работа души. Соцработники наравне с врачами оказались на передовой во время пандемии

Миссия социального работника сегодня важна как никогда.

Формально соцработник, обслуживающий пожилых одиноко проживающих граждан на дому – помощник в вопросах быта и внешних контактов, будь то поход в поликлинику или обращение за субсидией. Но ведь по факту ни один из представителей этой профессии формально к своему делу не относится. Особенно это важно сейчас, когда в непростой период пандемии помощь и человеческое общение так нужны оказавшимся в изоляции пожилым людям.

О важной и нужной профессии социального работника мы говорили с заведующей одного из отделений обслуживания на дому Комплексного центра социального обслуживания населения Орджоникидзевского района Ларисой КАЛИНИНОЙ. В отделении, которым руководит Лариса Владимировна, десять соцработников, которые обслуживают 137 человек.

– Лариса Владимировна, скажите, какие люди проходят естественный профессиональный отбор в сфере социального обслуживания?

– Социальный работник – не простое и не легкое занятие, это особое искусство, которое предполагает умение налаживать связи с людьми, обществом. Случайные люди в нашей профессии не задерживаются. Работники сферы социального обслуживания обладают такими качествами, как человеколюбие, милосердие, умение сострадать.

У нас в центре трудится много людей, которые имеют большой опыт работы и делятся им с молодыми специалистами. Наши социальные работники не раз награждались почетными грамотами Министерства социальных отношений Челябинской области, благодарственными письмами главы города. Сотрудники центра показывают хорошие результаты в конкурсах на звание лучшего социального работника, лучшего заведующего отделением, лучшего молодого работника социальной сферы. В нынешнем году директор нашего учреждения Руслан Фарастинович ШИГАПОВ занял призовое место в конкурсе на звание лучшего директора комплексного центра социального обслуживания.

В нашем центра находятся на обслуживании люди, которые в силу состояния здоровья попали в трудную ситуацию, им нужна наша помощь. У кого-то из них нет родственников, либо они проживают в другом городе или за границей. Наши соцработники помогают нашим подопечным справиться с трудностями.

Для многих людей, находящихся на обслуживании в нашем центре, сотрудники отделения становятся по-настоящему родными людьми. Некоторые из них, как, например, инвалид Великой Отечественной войны Евгения Григорьевна УДАЛОВА, говорят: для меня это самый родной, близкий человек.

– Расскажите о вашем коллективе, чем вы гордитесь?

– Хочу отметить, что в нашем центре работает очень дружный коллектив, который сумел сплотить в единое целое директор нашего учреждения. Здесь все приходят на помощь друг другу, мы никогда не делим работу на «мою» и «твою». Сейчас мы столкнулись с проблемой пандемии коронавируса, и весь центр мобилизован на решение важных задач, возникающих в связи с этой ситуацией. Независимо от должностей все сотрудники центра работают на результат как единое звено, выкладываются на сто процентов и больше. Наш дружный, сплоченный коллектив силен взаимовыручкой, здесь все относятся друг к другу с пониманием.

– Что, кроме доставки продуктов, медикаментов, может входить в трудовые обязанности соцработника?

– Доставка почтовых отправлений, сопровождение граждан в различные организации, в том числе поликлиники, МФЦ, Пенсионный фонд, а также уход за лежачими больными – смена белья, кормление, помощь в приготовлении пищи, уборка. Но иногда человеку просто хочется выговориться, ему нужно, чтобы его кто-то выслушал, поддержал. Зачастую пожилым людям не хватает общения, человеческого участия, сочувствия. Сейчас, тем более, многие не выходят из дома. Они нередко звонят нам по телефону.

– Что изменилось в работе социальных работников в нынешний непростой период, возросла ли нагрузка на них?

– Сегодня наши социальные работники, как и другие сотрудники центра, помимо выполнения основной работы, разносят продуктовые наборы, выделенные в помощь пожилым людям, находящимся в самоизоляции. Каждый набор весит около пяти килограммов. Разносить их также помогают волонтеры – как молодые люди, например, студенты педколледжа, так и «серебряные» волонтеры. Раздача наборов идет с апреля, в день в среднем мы разносим по 700-800 наборов, но бывают дни, когда выдаем и тысячу-полторы. Третий месяц мы трудимся в таком режиме, работаем и в выходные, потому что телефон горячей линии работает и в выходные, праздничные дни. Все сотрудники центра относятся к этой ситуации с пониманием, осознают важность стоящей перед нами задачи. За период с апреля по сегодняшний день сотрудниками центра выдано людям почти тридцать тысяч продуктовых наборов. Немаловажно, что в сложившихся условиях граждане обслуживаются бесплатно.

– Что дает вам уверенность в нужности и важности вашей работы?

– В адрес нашей службы поступает очень много благодарностей от граждан – люди пишут, звонят. Есть пожилые люди, проходившие на базе нашего центра курсы компьютерной грамотности, они даже присылают благодарственные письма на электронную почту. Благодаря всему этому мы ощущаем, насколько необходима людям сфера, в которой мы работаем. Нашу службу можно сравнить со скорой помощью – это социальная скорая помощь для людей, которые находятся в сложной жизненной ситуации.

Сегодня люди очень благодарны благотворителям за поддержку в виде продуктовых наборов, порой звонят и благодарят со слезами, что о них не забыли в трудной ситуации и они не одиноки. Главный вывод, который мы сделали для себя в сложившейся ситуации – что сфера, в которой мы работаем, остро необходима.

– Но ведь, наверное, не так уж просто работать с пожилыми людьми, как и с людьми вообще. У каждого свой характер, какие-то проблемы и беды…

– Да, работа это непростая и очень ответственная. Соцработники стараются найти индивидуальный подход к каждому человеку. Ведь если человек находится у нас на обслуживании, значит, он нуждается в нашей помощи. Доброжелательность, тактичность, внимание помогают нашим сотрудникам. Велико моральное удовлетворение от работы, когда удается добиться чего-то значимого и сделать людям добро. Это большой стимул.

Наши соцработники «прикипели» к своей работе, очень любят свое дело и людей, которых обслуживают, их не пугают трудности. А как они переживают за своих подопечных, расстраиваются, если те болеют или попадают в сложную ситуацию! Всегда стараются помочь и искренне радуются, если в их жизни происходит что-то хорошее и долгожданное.

Многие социальные работники продолжают трудиться у нас и после наступления пенсионного возраста. Их работа – это движение, общение, ощущение своей нужности, возможность кому-то помочь, пока есть силы. И без этого они не могут жить, ведь к этому чувствуют призвание.

Когда кто-то из соцработников уходит в отпуск, его подопечные волнуются, кто же будет его заменять, тяжело переживают разлуку. Интересуются судьбой человека, который помогает им.

Пользуясь возможностью, хочу поздравить всех работников сферы социальной защиты населения с профессиональным праздником – Днем социального работника, пожелать им и их родным крепкого здоровья, счастья, домашнего уюта, оптимизма, творческого роста. Пусть работа приносит чувство удовлетворения и осознание собственной полезности. Сердечно благодарю всех своих коллег за человеческое понимание и поддержку, я счастлива с ними работать.  

Exit mobile version