Наметившаяся с середины прошлого года тенденция повышения стоимости проезда в общественном транспорте напрямую зависит от воли и желания перевозчиков
Такой вывод напрашивается даже после неглубокого изучения проблемы.
При этом государственные органы и органы местного самоуправления не в силах повлиять на ситуацию. Достаточно обратиться к примеру Челябинска.
В Челябинске с 1 сентября прошлого года проезд увеличился до 18 рублей. При этом по данным управления транспорта администрации областного центра себестоимость одной поездки на трамвае и троллейбусе составляет 17 рублей, на автобусе – чуть выше.
Как подчеркнул председатель городского парламента – глава Челябинска Станислав Мошаров, данная мера – вынужденная и призвана снизить объем убытков транспортных предприятий: «По расчетам специалистов управления транспорта убытки предприятия составляют ежегодно около 600 млн. рублей. Основная причина – разница между тарифом и реальной стоимостью проезда. Например, поездка в автобусе на деле стоит не 12, а более 20 рублей. Разница частично покрывается из городской казны. Но это не решает проблем транспортников».
Стоимость проезда в общественном транспорте Челябинска не менялась с 2008 года, между тем тариф на электроэнергию за это время вырос в три, на тепловую –
в девять раз.
Представители крупных компаний-перевозчиков заявляют, что им предстоят значительные затраты: они должны оборудовать автомобили приборами ГЛОНАСС и тахографами, застраховать пассажиров. В целом размер затрат составит около 80 тысяч рублей на одну машину, и эти деньги необходимо вложить уже сейчас. Кроме того, по мнению руководителя проекта «Маршрутка74.ру» Дениса Джафарова, подорожание топлива, стоимости запчастей, а также то, что большая часть машин-иномарок находится в кредите, делают эту цену экономически обоснованной.
Руководство Единого тарифного органа Челябинской области развеяло домыслы о том, что ведомство было причастно к осеннему увеличению стоимости проезда в маршрутных такси. Как заявил председатель государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» Сергей Образцов, в их службу никто из частных перевозчиков не обращался. При этом у ЕТО нет рычагов и механизмов для того, чтобы вмешиваться в финансовые дела предпринимателей задним числом.
«В соответствии с законодательством мы устанавливаем стоимость проезда, но только в немуниципальных средствах транспорта, – пояснил Образцов. – Эта практика носит заявительный характер. То есть если к нам обратились – мы установили цену, не обратились – мы ничего сделать не можем».
Напомним, что с наступлением осени проезд у частных перевозчиков в Челябинске увеличился с 15 до 18 рублей. По словам Сергея Образцова, сейчас Единый тарифный орган ведет переговоры с правительством Российской Федерации, чтобы у ведомства появилась возможность установки предельной стоимости проезда в маршрутных такси. Сроки реализации этих планов пока туманны…
Магнитогорцам в связи с этим, видимо, предстоит разделить участь соседей из областного центра. В городе последний раз цена за проезд в маршрутном такси поднималась в феврале 2007 года и сразу на 50 процентов – с 10 до 15 рублей. Причина: рост оптовой цены на сжиженный газ.
Фото Динара ВОРОНЦОВА