На птичьих правах

В администрации города прошло совещание выездной группы
по решению жилищной проблемы жителей посёлка Наровчатское
Проблема, как нарыв, вскрылась год назад, когда у поселка появился новый хозяин. А началось 
все много лет назад…
Когда-то Наровчатское было вполне процветающим совхозом, потом – акционерным обществом. Чтобы в сложные времена рабочие кадры не разбежались из хозяйства, руководство приняло решение выделить жилье. Два с лишним десятка семей получили желанные квадратные метры, стали обживаться и не слишком озадачивались тем, что ни ордеров, ни договоров социального найма им на руки никто не выдал. Впрочем, вопрос неоднократно поднимался жителями, но результат был нулевой.
В 2005 году в силу вступил новый Жилищный кодекс, согласно которому без наличия имеющегося на руках ордера (то есть документа на право проживания и владения) жилец не мог приватизировать жилье. А в 2007 году хозяйство, некогда кормившее Магнитогорск выращенной продукцией, было признано банкротом – процесс банкротства длился целых четыре года. В 2011 году полноправным хозяином здесь стал Сейран Варагян, выкупивший совхоз вместе с фермами, теплицами, котельной, а заодно и домами за 16 с половиной миллионов рублей. Жильцы поначалу думали, что новый директор, наконец, наведет порядок и по всем правилам «задокументирует» их право на квадратные метры. Так и произошло: хозяин предложил семьям выкупить свои квартиры по рыночной стоимости. Иначе он попросит их освободить жилплощадь.
Сказать, что люди по незнанию ли, юридической неграмотности сидели сложа руки и сами виноваты в сложившейся ситуации, нельзя. Пока шла процедура банкротства, созданная инициативная группа несколько раз обращалась к администрации района и конкурсному управляющему с просьбой продать квартиры по остаточной стоимости. Но получала отказ со ссылкой на то, что предприятия-банкроты реализуются общим лотом, вместе с жилым фондом. Кстати, немногим позже прокуратура Агаповского района обнаружила, что данное заявление не совсем верно. Заместитель прокурора Агаповского района Максим Бондаренко тогда объяснил, что жилой фонд неправомерно был включен в конкурсную массу АОЗТ «Наровчатское», потому что в те годы действовал закон «Об основах федеральной жилищной политики», который гласил, что при переходе предприятия из одной формы собст-венности в другую все жилищные права за гражданами сохраняются. В соответствии с этим законом жилой фонд не должны были включать в уставный фонд, а если уж это произошло, то надо было согласно закону отдать людям их жилье под приватизацию. Но, естественно, этого делать никто не собирался.
Многие из «проданных» жителей прожили в этих квартирах десятки лет. Это животноводы, механизаторы, овощеводы, учителя, рабочие, пенсионеры, матери-одиночки, многодетные. Всего без прав оказались 26 семей, 110 человек, в том числе 40 детей. Жильцы считают, что капкан, в который они угодили, им расставило бывшее руководство хозяйства, между прочим, сегодня – глава администрации района.
– Кто, как не сам директор Домбаев, по сути, должен быть заинтересован в том, чтобы люди не остались на улице, – удивляется один из лидеров инициативной группы Рафаеля Жемалетдинова, от чьего имени был подан первый иск в суд. – Но именно по этой логике он и устранился от проблемы: ведь тогда придется признать свои ошибки и как-то их устранять, а как – он, наверное, и сам уже не знает.
Действительно, если отстраниться от ситуации и смотреть только в «бумажки», выходит, что все – по закону. Несмотря на то, что много лет назад не были своевременно выданы документы на квартиры, что продажа жилого фонда прошла с нарушением прав жильцов, что, в конце концов, налицо равнодушие к судьбам людей со стороны администрации района. Людей на самом деле могут выпроводить из квартир. Чтобы этого не произошло, жители бьют тревогу уже не первый месяц, обращаясь куда только можно: в администрацию сельского поселения, в администрацию района, прокуратуру района и области, к губернатору области, к председателю комитета Госдумы по законодательству Крашенинникову, полпреду президента и к самому президенту, в Конституционный суд. Но все обращения по старой российской чиновничьей привычке возвращаются… в администрацию района.
Но люди не сдаются – а что им остается? И есть те, кто намерен идти с ними до победного конца.
– Ряд судебных заседаний жильцы уже прошли, к сожалению, пока решения не в их пользу, – рассказала заместитель руководителя аппарата уполномоченного по правам человека Челябинской области по правовым вопросам Наталья Соколова. – И межотраслевая встреча в стенах администрации Магнитогорска сегодня призвана выработать варианты решения ситуации. Возможно, тем, кто в состоянии, будет предложено выкупить жилье. Кто не может – будет искать возможности получения субсидий. В каждом конкретном случае нужно разбираться, учитывая все мелочи. Поэтому мы попросили жильцов приехать сюда со всеми правоустанавливающими документами, вплоть до квитанций по уплате коммунальных услуг. Перспективы я вижу только судебные, возможно – обращение в арбитраж. Иски в суд общей юрисдикции будут заявляться о признании права собственности в порядке приватизации. Суд, в который мы намерены обращаться и дальше, должен оценивать это нерядовое дело в числе прочих и с точки зрения нравственности. И главный упор – на соблюдение прав человека, в первую очередь речь идет о праве на жилище.
К слову, представитель администрации района, которого, конечно, приглашали на это рабочее заседание, так и не явился – уже не в первый раз. Так избранное в том числе и этими жильцами руководство района показывает свое реальное, мягко говоря, отстраненное отношение к создавшейся проблеме и людям. Хорошо хоть, пока никто на улицу не выселяет – все живут в своих домах. Но надежды на положительный исход, признаются жители, у них все меньше.
Exit mobile version