Об огнях-пожарищах, о друзьях-товарищах… Театр оперы и балета подготовил к юбилею Победы проекты, посвященные военным песням

Магнитогорск. Песни, исполнявшиеся в период Великой Отечественной войны, а также написанные о войне после ее окончания – особая страница российской песенной истории.

Ведь песня становилась настоящим другом на войне. Она помогала выжить, напоминая о человеческих чувствах, о лучших днях, поддерживала боевой дух тех, кто отважно сражался за Родину и ковал Победу в тылу. В этих песнях – особые интонации, искренность, задушевность, в них – жажда жизни и счастья. В них заключена человеческая память о той великой войне, поэтому они стали для нас драгоценным достоянием, которое мы должны сберечь и передать потомкам.

Этой целью задались и артисты магнитогорского театра оперы, накануне юбилея Победы дружно начавшие в социальных сетях проект «Песни Победы». Он знакомит онлайн-зрителей с историей создания военных песен и представляет каждую из них в исполнении солистов оперы и артистов хора. Вокалисты записывают видеоролики, находясь дома, под минусовую фонограмму. Работать над песнями им помогают театральные дирижеры.

фото Оксана Сычева Магнитогорск

История каждой песни, написанной в период Великой Отечественной войны, по-особому трогательна. Например, «Давай закурим» композитора Модеста Табачникова и батальонного комиссара поэта Ильи Френкеля, исполненная в проекте Ларисой ЦЫПИНОЙ, была написана в самый тяжелый период – в октябре 1941 года, во время контратак Красной Армии под Ростовом, где гитлеровцы потерпели одно из первых крупных поражений. «Давай закурим» стала песней-мечтой о Победе и счастье.

«Давай закурим» – это же повод к общению. А военному человеку «закурить» и побыть в тишине значило еще и ощутить связь с семьей», – говорил Илья Френкель. Песню включила в свою новую программу Клавдия Шульженко – настоящая муза советских воинов. В артистку заочно влюбился ее будущий муж Георгий Епифанов, возил за собой по всем фронтам ее пластинки, писал артистке письма с признаниями в любви.

Песню «Моя любимая» поэта Евгения Долматовского и композитора Матвея Блантера, исполненную по радио в начале войны Ефремом Флаксом, сразу же подхватили и на фронте, и в тылу. У бойцов, услышавших песню, в тексте которой есть слова «В кармане маленьком моём есть карточка твоя…», родилась традиция носить в карманах гимнастёрок фотографии своих любимых. Для онлайн-зрителей песню спела Юлия СОКОЛОВА.

Матвей Блантер, кстати, в 1930-х годах «поднимавший театр на Магнитке», внес неоценимый вклад в песенную историю войны – это он автор знаменитой «Катюши», ставшей бессмертным символом. Песня впервые была спета еще в 1938 году, но особое звучание приобрела во время войны, когда именем «Катюша» солдаты прозвали новые реактивные минометы, «песни» которых приводили в ужас фашистов. Блантер написал также «Под звездами балканскими», «Песенку военных корреспондентов» и другие известные песни военного времени. В онлайн-проекте «Песни Победы» они прозвучали в исполнении Алексея МАРТИРОСЯНА, Дмитрия ГРИГОРЬЕВА, Георгия БУНЬКОВА.

В проект включили и песни, которые были написаны о войне через много лет после ее окончания. Одна из них – «Если б не было войны» поэта Игоря Шаферана и композитора Марка Минкова, впервые прозвучавшая в кинофильме «Приказ: огонь не открывать» в 1981 году. О женщине, оставшейся одинокой из-за того, что будущего жениха убили на фронте, очень трогательно спела Ольга БОГОЯВЛЕНСКИХ. Удивительна история гимна праздника 9 мая «День Победы» Владимира Харитонова и Давида Тухманова, исполненного онлайн Валерием МУРТАЗИНЫМ – эту песню, не получившую одобрения у композиторского жюри в 1975 году, спас когда-то от безвестности Лев ЛЕЩЕНКО.

Группы театра в соцсетях не только знакомят онлайн-зрителей с военными песнями, но и представляют богатую палитру голосов артистов оперы. Несомненно, в будущем это знакомство должно привести в зрительные залы новых зрителей. Ну а для тех, кто причисляет себя к поклонникам театра, это отличная возможность вновь увидеть и услышать любимых вокалистов, а также узнать много нового из их семейной биографии – тому служит еще один песенный онлайн-проект театра «Помним. Гордимся. Благодарим». В его рамках артисты рассказывают о родных, сражавшихся на фронте и трудившихся в тылу, посвящая их памяти одну из военных песен.
Из роликов проекта стало известно, например, что дед Георгия Бунькова, его тезка, воевал связистом. Однажды он попал под бомбежку, и ему раздробило колено. Георгий Дмитриевич остался инвалидом, но научился очень ловко ездить на велосипеде. Другой дедушка Георгия, Аркадий Елькин, на фронте стрелял из противотанкового орудия, был тяжело ранен под Курском и много скитался по госпиталям. Однажды он чуть не оказался в ансамбле самого Александрова, спев вместе с ним на концерте в госпитале. Но Аркадий Георгиевич вернулся домой, а певческие традиции семьи успешно продолжил его внук.

Дед Владимира ПОЛТОРАКА лейтенант Борис Бейнштейн до войны был главным редактором газеты «Вечерний Киев». Но на фронте командовал не «перьями», а батареей противотанковых орудий. Борис Абрамович погиб в феврале 1942 года под Курском.

Воплощая на сцене образ старшины Васкова из драматического мюзикла «А зори здесь тихие…», недавно увидевшего свет на сцене магнитогорской оперы, солист Илья СКЛЯРОВ наверняка вдохновлялся и примером своего прапрадеда Василия Холдаенко, прошедшего военными дорогами до Берлина. О военном пути фронтовиков и тружеников тыла, славных военных песнях вы можете узнать, познакомившись с проектами театра оперы и балета в соцсетях.

Exit mobile version