Друг, советчик, борец и пропагандист. Сегодня “Магнитогорский металл” отмечает 85-летие

Фото старые страницы "Магнитогорского Металла"

Магнитогорск. Пятого мая городской газете «Магнитогорский металл» исполняется 85 лет.

Пламенный привет!

Первый номер издания увидел свет в 1935 году в день большевистской печати и день рождения газеты «Правда». «Старший брат», «Магнитогорский рабочий», ставший в ту пору окружным органом печати, в этот день сообщил о выходе первого номера новой газеты и опубликовал обращение к «Магнитогорскому металлу»:

«Общезаводской газете «Магнитогорский металл» в день большевистской печати – пламенный привет! «Магнитогорский металл» призван обслужить многотысячный коллектив одного из величайших заводов мира, детище пятилетки, крепость социализма. Первая и главнейшая задача газеты – помочь партийной организации сплотить массы на борьбу за ликвидацию отставания передельных цехов, за победу в конкурсе металлургов. Заботливо выращивайте людей – культурных, овладевших высокой техникой передового завода рабочих, активных строителей социализма, верных и преданных сынов своей великой родины. Желаем «Магнитогорскому металлу» стать лучшей газетой лучшего завода».

Мечты и планы

И молодая газета уже в первый год издания стала другом рабочих, советчиком, борцом за
производственные успехи и лучшую жизнь. Какие же темы волновали ее тогда?

Встречая новый 1936 год, 1 января «Магнитогорский металл» озвучивал ожидания магнитогорцев от будущего. Начальник доменного цеха орденоносец Тустановский мечтал не только о перевыполнении плана, но и о том, что в цехе не останется безграмотных рабочих.

«Мы принимаем клуб металлургов, и он станет образцовым клубом доменщиков. Я жду, что промышленность сможет обеспечить наш культурный рост и товары, еще вчера бывшие предметами роскоши, а сегодня ставшие предметами первой необходимости – патефоны, велосипеды, радио – будут выпускаться в достаточном количестве», – писал Тустановский.

Инженеры цеха добавляли свой вклад в «культурную копилку»: «Весь город, по примеру Клубного проспекта (ныне улица Маяковского – прим. авт.), покрыть скверами», а зав механической мастерской Шульгин мечтал еще смелее: «Я хочу, чтобы у нас в городе была опера».

«Магнитогорский металл» провел анкетирование шести инженерно-технических работников и рабочих комбината об их пожеланиях, касающихся будущего года. «Не хватает беллетристики и хорошего радиоприемника», – писал начальник стана «300» Голубицкий, мечтавший осенью поехать с семьей на курорт. «Дать 300 тонн металла и поехать со старухой на курорт» задумал и обер-мастер стана «300» Зуев.

Начальник Магнитогорского металлургического комбината имени Сталина Авраамий Завенягин делился на страницах «ММ» своими мечтами и планами. Он рассказал о том, что уже достигнуто в части строительства капитального жилья, городских дорог, транспортного обеспечения города, но отметил, что этого недостаточно. Завенягин говорил о переносе жилищного строительства на правый берег Урала.

«Проект правобережного города разработан с участием талантливых архитекторов и по справедливости должен быть оценен самой высшей оценкой», – писал Авраамий Павлович. На левом же берегу на территории 4 и 5 кварталов предполагали развивать индивидуальную застройку для рабочих, желавших обзавестись собственным приусадебным хозяйством.

Немаловажным для начальника Магнитки вопросом было и благоустройство заводской территории.

«Еще в конце 1933 года горы земли, при полном бездорожье на заводе, не позволяли передвигаться по заводу и за землей видеть цеха. Сейчас мы кончили основные канализационные и водопроводные работы, засыпали все траншеи котлованов, вывезли миллион кубометров земли, срыли горы, проложили во все цехи гудронированные и шоссейные дороги, озеленили площадку во многих местах, окружили завод пятнадцатикилометровым забором», – отчитывался Завенягин.

«Почему я не стахановец?»

Перед Новым годом «Главторг» впервые открыл продажу товаров для стахановцев – сообщал «ММ» 3 января.

«Стахановец Евенко купил валенки, кожаные сапоги, шелковые рубашки, жене и себе костюмы, хорошие туфли, простыни, наволоки, отрезы на платье и другие товары, всего больше, чем на тысячу рублей. Стахановец Серов также приобрел все необходимое для себя, купил подарки отцу: рубаху и брюки. Стахановец-электрик Швецов купил себе шелковые рубашки, белье, верхнюю одежду и обувь», – живописала газета товарное изобилие, обрушившееся на ударников труда. А на первой полосе того же выпуска «ММ» развернулась дискуссия о том, кому полагается звание стахановца. Из чего
косвенно можно сделать вывод, что материальная заинтересованность была значимым стимулом производственных успехов магнитогорцев, в чем, собственно, ничего плохого нет.

Четвертого января «ММ» объявил читателям о создании заводской книги почета молодых стахановцев Магнитки имени десятого съезда ВЛКСМ при газете, в которую было решено заносить имена комсомольцев и партийцев, которые наряду с высокими производственными показателями добились заметного культурно-политического роста. С инициативой выступили представители станов «300» и «500».

Комсомолец вальцетокарь Михаил Палагин подал пример другим – 31 декабря, работая на большом станке по ремонту рельса для шестой клети стана «500», имея задание произвести ремонт за 22 часа, сумел выполнить всю работу за 5 часов. Таким образом, задание было выполнено им на 440 процентов – тем самым Палагин побил свой собственный рекорд в 315 процентов. Михаил обещал сделать свои рекорды системой, а также поделился на страницах «ММ» собственным опытом стахановской работы. Свой опыт представил также строгальщик депо Чеботарев, проявивший смекалку, благодаря которой выработка увеличилась более чем вдвое.

Для каждого читателя

Уже 4 января 1936 года, на первом году издания, «Металл» объявил читателям: «газета выходит с сегодняшнего дня увеличенным форматом. Подписная цена остается прежняя». Еще больше интересных публикаций смог вместить в себя каждый номер. Газета живо откликалась на запросы разных читателей. В 1936 году на страницах «Магнитогорского металла» была, например, рубрика «Уголок начинающего читателя», материалы которой публиковались более крупным шрифтом. Для более продвинутых выходила, например, литературная страница.

«Металл» поднимал вопросы работы столовых комбината, создания достойных бытовых условий для рабочих, организации полезного досуга. Немало публикаций посвящено борьбе за звание культурных бараков, открытие красных уголков в жилищах рабочих.

Газета стала активным пропагандистом технических знаний. Регулярно выходила тематическая полоса «Техническая страница». Первая в 1936 году рассказывает об опыте работы стахановцев – операторов блюминга Богатыренко и Огородникова, сталевара- орденоносца Дьяченко и других. Инженер Бурылев опубликовал там статью «Температурный режим регенераторов мартеновской печи».

Выходят «технические» материалы и в рамках «Межзаводских перекличек» – один из них, написанный сталеваром мартена №3 Кузнецка Матюшиным и начальником смены инженером Титовым, назывался «Как я увеличил вдвое проектную мощность мартена». Рецензию на статью дал старший инженер сталеплавильной группы Главного управления металлургической промышленности Гиршман. Редакция «ММ» призывала все бригады мартена обсудить публикацию с целью использования замечательного опыта Матюшина.

Рисунок Бориса Чекалина

Здорово оживляли газету рисунки и карикатуры Геннадия Шибанова, известного карикатуриста Бориса Чекалина, фотоочерки южноуральского фоторепортера и кинодокументалиста Владимира Георгиева, работавшего впоследствии в «Магнитогорском рабочем» и ставшего внештатным корреспондентом ТАСС по Челябинской области, участником всесоюзных и международных выставок, обладателем бронзовой медали ВДНХ. В номере от 4 января 1936 года опубликован фотоочерк Владимира Павловича «За покупками!», рассказывающий о том, как отоваривали стахановцев в Магнитогорске 1930-х годов.

Геннадий Шибанов, взяв шефство над стенными газетами комбината, на страницах «ММ» консультировал редколлегии на тему «Как оформлять стенную газету» – сделать эффектную «шапку», заголовок, карикатуру. Целые тематические полосы посвящал «Металл» стенной печати – борцу за стахановский завод.

Exit mobile version