Скованные одним браслетом

В Магнитогорске за осуждёнными следят спутники

С этого года в филиале Орджоникидзевского района ФКУ «Уголовно-исполнительная инспекция ГУФСИН Челябинской области» введены
в эксплуатацию системы электронного мониторинга подконтрольных лиц (СЭМПЛ).
– Система электронного мониторинга предназначена для осужденных, в отношении которых судом назначено наказание в виде ограничения свободы. Эта система позволяет контролировать соблюдение осужденным наложенных на него судом ограничений. Например, не посещать места проведения массовых культурных мероприятий, находиться дома в установленное судом время, как правило с десяти вечера до шести часов утра, не выезжать за пределы Магнитогорска без согласия инспекции. Таким образом, осужденный продолжает жить дома в семье, ходит на работу, он не изолирован от общества. Вместе с тем свобода его передвижений ограничена. Установлены запреты на посещение определенных мест, – рассказывает Рафаил Вагапов, старший инспектор филиала Орджоникидзевского района ФКУ «Уголовно-исполнительная инспекция ГУФСИН Челябинской области».
СЭМПЛ представляет собой набор из нескольких устройств. Мобильная часть, внешне напоминающая громоздкие электронные часы черного цвета, – это электронный браслет. Надевают его на ногу осужденного. С помощью еще одного прибора – стационарного контролирующего устройства, похожего на домашний телефон, за носителем браслета ведется наблюдение по месту жительства. Для выхода в «свет» в наличии еще один прибор – мобильное контролирующее устройство. Оно схоже по внешним параметрам с сотовым телефоном первых моделей: имеет несколько кнопок – прямой и обратной связи с инспектором, кнопка экстренной связи «SOS» позволяет соединиться с дежурными службами. Этот «мобильник» осужденный обязан носить с собой, если он покидает пределы жилья.
Электронное устройство позволяет следить за осужденным, определять его местонахождение в круглосуточном режиме. При этом электронный браслет нельзя самостоятельно снимать или перепрограммировать. В случае подобных попыток на сервер отслеживающей системы сразу же подается сигнал. СЭМПЛ – прибор достаточно дорогостоящий, стоимость полного комплекта составляет 135 тысяч рублей.
Только на первый взгляд система работает просто. На самом деле в основе ее лежат современные технологии, а отслеживаются передвижения подконтрольного осужденного по сигналам глобальной навигационной спутниковой системы GPS/ГЛОНАСС.
Как утверждают специалисты, есть и проблемные места в использовании средств контроля. Так, для женщин проблематично носить браслет. Конечно, летом охватывающий ногу предмет можно прикрыть длинными брюками. А что делать в холодное время года? Поверх браслета модельные сапоги или ботинки не наденешь… Кроме того, имеются определенные ограничения в части контакта прибора с водой. При применении таких средств надзора осужденный получает четкий инструктаж и несет полную материальную ответственность за сохранность оборудования. «При этом,– поясняет начальник филиала Татьяна Мартынова, – он не вправе отказаться от использования средств технического надзора, и это четко прописано в законе. В случае отказа осужденного от применения к нему средств надзора наказание в виде ограничения свободы заменяется лишением свободы».
«С начала года нам довелось надевать браслеты восьми осужденным, – продолжает свой рассказ старший инспектор Рафаил Вагапов. – И только в одном случае произошла непредвиденная ситуация. Осужденный потерял браслет. Правда, пояснить, где и как это случилось, затруднился. Рассказал лишь, что произошло это во время работы. Инспекция обратилась в суд с исковым заявлением о взыскании с виновного стоимости утраченного браслета. Исковое заявление инспекции уже рассмотрено судом. Суд постановил взыскать с виновного стоимость браслета – двенадцать тысяч рублей».
Основная функция прибора – отслеживать места, где бывает осужденный. Этот фактор, по мнению сотрудников инспекции, дисциплинирует. Мысль о том, что твои передвижения все время отслеживаются, заставляет человека взвешивать и обдумывать свои поступки. Осужденные действительно становятся более ответственными, понимают, что их жизнь с этого момента становится открытой, а значит, приходится жить с оглядкой на закон.
Exit mobile version