Россия. 19 апреля 1970 года с конвейера волжского автомобильного завода сошли первые автомобили ВАЗ-2101.
ВАЗ-2101 или «Копейка» – культовый автомобиль советской эпохи. Именно он стал отцом «классического» семейства ВАЗ. Дата 19 апреля 1970 года золотыми буквами вписана в историю отечественного автопрома. Именно в тот день с волжского конвейера сошли первые шесть машин ВАЗ-2101. Уже тогда говорили, что «Копейка» станет по-настоящему массовым автомобилем: автоконцерн мог производить около 660 000 машин в год.
Прообразом ВАЗ-2101 стал итальянец Fiat-124, получивший в 1967 году звание «Автомобиль года» в Европе. Однако, несмотря на импортные комплектующие, Fiat пришлось существенно дорабатывать. Верхний распредвал, задние барабанные тормоза, измененная подвеска, увеличенный дорожный просвет. Конструкторы ВАЗа уверены – сборка «Копейки» отличалась от «прародителя» большей надежностью и выносливостью. Даже мотор советской версии машины был более прогрессивной конструкцией, нежели у Fiat.
Да и в плане комфорта ВАЗ-2101 обогнал итальянца за счет появившейся возможности трансформации сидений в полноценные спальные места, которые по достоинству оценили тысячи владельцев.
«Оказалось, что хорошо обслуженный и настроенный ВАЗ-2101 может целый сезон возить своего хозяина в любую погоду. И его не надо шприцевать перед каждой поездкой, и из него не течет масло… И это по советским дорогам! После осторожного и сдержанного отношения к новинке оказалось, что это удобный, практичный и комфортабельный автомобиль того времени, к тому же экономичный, теплый зимой и уютный летом», – рассказывает поклонник ретро-автомобилей Сергей Чепцов.
До конца 1970 года в Тольятти собрали 21 530 машин, а пик ВАЗ-2101 пришелся на 1973 год, когда выпустили 379 007 экземпляров. На проектную мощность завод вышел в 1974. Производство прекратили в 1988 году – за 18 лет вышло около 4,8 миллиона экземпляров, если учитывать все модификации ВАЗ-21011 и 21013.
Житель Тольятти Сергей Чепцов – настоящий поклонник ВАЗ-2101. В его гаражах три автомобиля ВАЗ-2101 – и все они первого, 1970 года выпуска. Более того, Сергей вместе с единомышленниками создали форум «LADA History», где рассказывают об истории автомобилей ВАЗ, анонсируют выставки и пробеги, а также приоткрывают завесу процесса реставрации машин.
«Два у меня автомобиля реставрированы, третий в работе, – рассказывает коллекционер. – Безусловно, это машины выходного дня, автомобили выставок и фестивалей. Один из них выигрывал призы престижных ретро-мероприятий, другой, будучи только восстановленным, уже снимался в фильме, приуроченном к дате выпуска Первого автомобиля. Это, безусловно, автомобили для души. И, конечно, это история. Чертовски приятно ехать в автомобиле, понимая, что именно в таком состоянии он сошел с конвейера практически 50 лет назад»
Первой «Копейке» – уже 50 лет, однако и сегодня на дорогах Магнитогорска можно встретить легендарные автомобили. Конечно, чаще всего на них передвигаются поклонники ретро-машин – их называют ретроводами. Однако купить ВАЗ-2101 можно хоть сейчас – достаточно зайти на сайты бесплатных объявлений. С одним из владельцев мы и поговорили о его «детище».
«Автомобиль до сих пор в работе, – рассказывает Станислав. – Очень люблю классику. Купил у знакомого, автомобиль немного переделанный – внутри промазано смолой, чтобы корпус не гнил. Знаете, классика привлекает тем, что все можно самому «на коленке» сделать, отремонтировать. Автомобиль 1972 года, но в полном порядке. Постоянный контроль нужен. А так… Да, руль тяжеловато крутить, иногда в поток не вливаешься – мощности не хватает. Но в остальном автомобиль отличный».