«Кубышка» для малышки

В России собираются создать алиментный фонд

Ребенок в нынешнее время – «удовольствие» дорогое, с этим вряд ли кто поспорит. И двоим родителям-то трудно поспеть за всеми нуждами: сначала это памперсы да молочные смеси, потом кружки и канцтовары 
для детсада, в школе – дополнительные факультативы 
да репетиторы. Это плюсом 
к одежде, питанию и прочему… 
А если обстоятельства сложились таким образом, что мама с папой расстались, то повседневные проблемы ложатся на одного человека, как правило – маму, с которой осталось дитя. Отцы, к сожалению, нередко увиливают от воспитательной функции, ограничиваясь лишь денежными вливаниями. Но и это делают не все: уклонение от уплаты алиментов на содержание детей – явление совсем не редкое в нашем обществе.
Как-то услышала фразу от одного пенсионера: «Во времена Советов совести больше было…» Что касается алиментов, то работники службы судебных приставов с этим, скорее всего, согласятся: не было тогда такого количества уклонистов. Впрочем, наверное, дело тут не в совести: с приходом рынка гораздо сложнее отследить, где, на кого и за сколько человек работает, а без этого требуемые на ребенка проценты не взыщешь. Поэтому в последние годы судебным приставам дали немало полномочий, чтобы по решению суда заставить заплатить причитающиеся средства на содержание ребенка. В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона №118-ФЗ «О судебных приставах» пристав-исполнитель имеет право получать необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки, проводить у работодателей проверку исполнительных документов на работающих у них должников. Он имеет право войти в дом должника, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, налагать арест на денежные средства должника. Пристав может объявить должника в розыск, обратиться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, миграционного учета, федеральной службы безопасности… Более того, ужесточились меры наказания за посягательство на материальные интересы несовершеннолетних детей. Злостное уклонение от содержания ребенка наказывается исправительными или принудительными работами на срок до одного года, арестом на срок до трех месяцев либо лишением свободы на срок до одного года. Правда, по словам приставов, за решетку попадают единицы, а большинство отделывается легким испугом.
– Мы регулярно совместно с правоохранительными органами проводим рейды, – рассказала судебный пристав-исполнитель алиментной группы Орджоникидзевского районного отдела СП Татьяна Романенко. – Приурочиваем рейды к определенным датам, взывая к совести родителя-неплательщика – «Заплати к школе», сейчас вот готовим «Сделай подарок – заплати к Новому году». Кто нормально платит, про того мы и не знаем. Порой сложно «выцепить» должника – скрывается, возбуждаются уголовные дела, человек объявляется в розыск. Но чаще все проще: «Денег не хватает, я весь в кредитах» – сейчас самая распространенная оговорка. Имущества нет – ни жилья, ни машины (частенько все это, естественно, есть, но оформлено на других). Или говорит, что совсем нет работы. Тогда мы начинаем задействовать центр занятости – отправляем родителя туда. С пособия, конечно, на ребенка удерживается немного, но и это хоть что-то…
Есть еще одна большая проблема: многие должники устраиваются по договору, и «белая» зарплата – копеечная. Тут нелишне напомнить работодателю, что он тоже несет ответственность за недостоверные сведения, не говоря уже о моральной стороне вопроса: руководитель предприятия тем самым отбирает у ребенка средства к существованию.
На сегодняшний день только в Орджоникидзевском районе Магнитогорска на исполнении у судебных приставов находится больше двух с половиной тысяч предъявленных к неплательщикам алиментов исков. При этом приставов-исполнителей – трое. Даже при имеющихся у них полномочиях трудно справиться с таким объемом работы.
Учитывая все эти особенности сегодняшнего дня, федеральные законодатели предложили проблему решать еще и другим путем – созданием «алиментного фонда». Предполагается, что это будет специальный фонд, из которого будут производиться выплаты детям, чьи родители уклоняются от алиментов. Инициатива активно обсуждалась на первом заседании координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Как сообщила вице-спикер Государственной думы Людмила Швецова, «вопрос находится в высокой степени проработки» и уже включен в план работы правительства. По информации, прозвучавшей на совете, в нашей стране более двух миллионов детей не получают алименты, из них четверть живут в семьях с уровнем жизни ниже прожиточного минимума. Уровень детской бедности превышает в 1,6 раза общий уровень бедности в России. Фонд будет выплачивать алименты за неплательщика, а потом взыскивать потраченные средства с должника. Только вот специалисты службы судебных приставов на эту перспективу смотрят с сомнением…
– Если это воплотится в жизнь, то вряд ли будет рентабельно для государства, – высказала свою точку зрения Татьяна Романенко. – Еще больше загрузятся судебные приставы, придется расширять штат. Получается, что дети, конечно, выиграют (и это хорошо), но сама схема взыскания значительно усложнится.
С одной стороны, с государством не пошутишь – оно вынудит вернуть деньги. Но, с другой стороны, мало ли у нас тех, кто и налоги не платит, и «коммуналку» игнорирует. Где гарантия, что не будет подобного отношения и к такого рода долгам?
Exit mobile version