«Просыпайся, душа, поднимайся…»

Известный бард собирает по Уралу полные залы

Не каждый день доводится слышать, 
как поет Брюс Уиллис. 
На русском к тому же. 
А у нас неделю назад так и случилось: битком набитому залу в МГТУ пел… Алексей Иващенко, озвучивший в свое время роль Брюса Уиллиса 
в фильме «Пятый элемент».
Алексей Иващенко! Георгий Васильев! Знаменитый бардов-ский дуэт «Иваси», который, к сожалению, распался. Теперь вживую в хоровом исполнении уж не услышать: «Приходи ко мне, Глафира, я намаялся один…» Иващенко так и ответил по ходу вечера на переданную записку – не получится спеть, сделано под две гитары. Зато прозвучало много других вещей, дорогих сердцу собравшихся: и рок-н-ролльные «Двадцать метров», и «Как мы строили навес на даче у Евгения Иваныча». О последней, кстати, были поведаны занимательные подробности. В этой песне авторы с хулиганским намерением решили срифмовать не один или два, а четыре-пять конечных слогов. Наподобие: «И рифмы так трудно усваиваемы, что их понимаем едва и вы, и мы». Талант высек из всего этого яркую искру, которую кто только не раздувал потом под гитару у костров или в тесных компаниях друзей у себя на кухне.
Таких искр летело в тишину зала бессчетно. Никогда не поймешь, из чего они появляются. Можно составить протокол, вот, мол, в составе двух человек проследовали в лес для сбора ягод, коих на месте не оказалось. А можно: «Мы отправились счастье искать, но нашли только горсть земляники. Да и ту по дороге домой всю просыпали, черт подери!» Там еще разлетались в кусты мотыльки, время бесшумно текло на краю поляны. И много чего еще было в нескольких строчках под перебор струн. Счастье было, несмотря на то, что его, увы, не нашли.
При этом ни Иващенко, ни Васильев поэтами себя не считают. «Мы пишем песни, это немножко другой жанр. Он, по большому счету, проще, чем стихи».
Никто не был в обиде. Пришли на любимые песни, на человека с гитарой, который, к слову сказать, и мюзиклы сочиняет, и дублирует мультфильмы, и серьезные проекты продюсирует. Но песни, «песенки», как сказал сам Иващенко, остались живыми в его репертуаре. И они на сцене вели себя в полном согласии с этим утверждением. Летали, гонялись за девушками, мучились сложными вопросами и просто на них отвечали. В какой-то миг красивая мелодия сплелась со словами:
Вдоль по тропинке
                       прибрежной
Над кручей отвесной
Легка и прелестна,
Почти бестелесна
Походкой небесной
Проходит она…
Это Антонио Карлос Жоним, замечательный бразилец, заложивший в середине XX века основы стиля боса-нова. Но это также и Алексей Игоревич Иващенко, его перевод с португальского, прозрачный, как воздух над кручей. Иващенко недавно открыл для себя целый пласт бразильских песен. восхитившись яркими, глубокими и очень оригинальными по форме текстами, теперь старается открыть их нам. В рамках презентации своего нового альбома, что, собственно, и являлось главной задачей этого вечера.
Называется диск «Самый лучший в мире я». Такое вот самоощущение. Открытое лицо с мягкими чертами коренного москвича. Цветная рубашка. Длинные сильные пальцы на грифе. Улыбка не по обязанности, а – так. Самый лучший для друзей, для любимой женщины. Наверное, в тот вечер и для нас. То, что он сейчас поет, – отражение глубокого мира зрелого человека, которому очень нравится жить, несмотря на то, что «совершенно иные герои глядят со страниц своих сберегательных книг». Но мы-то с вами верим в его второе дыхание, которое, по признанию гостя, у него открылось в сорок. А третье – в пятьдесят.
На Урале у Алексея Иващенко – аншлаг. «Вы себе не представляете, – сказал он в микрофон, – что значит собрать такой зал в Москве». Залу было все равно, его интересовали песни и подробности жизни артиста. Артиста, потому что в свое время закончил актерский факультет ВГИКа, играл в театре, снимался в фильмах. Но перед тем учился на географическом факультете МГУ. Который стал в жизни Иващенко важной географической точкой…
«МОИ УНИВЕРСИТЕТЫ. Дворец культуры МГУ – это в 1975 году был такой центр цивилизации, культурной жизни столицы. Там происходили самые интересные концерты, приезжали самые лучшие артисты. Были классическая и зарождающаяся тогда поп-музыка, барды, театр, новые формы, мюзикл – все это я там видел. ДК МГУ был моим любимейшим местом».
«О ТОМ, ЧТО РАНЬШЕ. У меня пять классов музыкальной школы по классу фортепиано. Не знаю, помните ли вы, раньше были такие папки для нот с тиснением – Чайковский, Глинка. Они классно подходили для катания с горок зимой. В общем, музыкальную школу я бросил, о чем страшно жалею. А гитарой владеть учились сами. С Васильевым учились друг у друга».
«О ВИЗБОРЕ. На меня в один день рухнула колоссальная планета авторской песни. На географическом факультете выступил квинтет под руководством Сергея Никитина. На неокрепшее сущест-
во, знавшее две-три песни Окуджавы, семь аккордов на гитаре, сразу обрушились Ким, Городницкий, Егоров, Берковский, Дулов, Никитин. Было ощущение, что вообще зря жил на свете! Я начал все заново, подобрал сам весь концерт, записанный на магнитофон «Весна». И абсолютно влюбился в песни Юрия Визбора. В эту свободу, в чувство собственного достоинства, чему невероятно хотелось подражать».
«О «НОРД-ОСТЕ». Мы с Георгием решили сочинить мюзикл по мотивам «Двух капитанов» Каверина. Для того, чтобы это все получилось, я поселился в каморке в офисе у Васильева. Виделись с ним три-четыре раза в день, в таком режиме провели три года. В первой версии спектакля в оркестровой яме сидели 32 человека, фактически бетховенский состав, «Норд-
Ост» написан скорее как симфоническое произведение. Но там есть и замечательные эстрадные куплеты летчиков. Их поют восемь человек, раскладывая припев на четыре-пять голосов, при этом танцуя. Полгода ребята занимались степом, чтобы исполнить этот номер. К сожалению, он стал печально известен, во время куплетов летчиков во втором акте и произошло нападение террористов. Этот номер был не доигран. Через три месяца мы спектакль восстановили. Мало кто знает, но из него не ушел ни один человек. В день выпуска один из артистов сказал: «Знаете, Алексей, если я сегодня не доиграю эту сцену, то больше никогда не буду актером». Они ее доиграли и потом сыграли еще 100 спектаклей подряд».
«ИЗ НОВОГО альбома».
Просыпайся, душа, 
                   поднимайся!
Хватит спать, словно сыч 
                              на столбе…
И в пучины бесстрашно 
                                       кидайся,
И ля фам, и как прежде,
                                     шерше…»
Сергей КОЧАНОВ
Фото 
Динары ВОРОНЦОВОЙ
Exit mobile version