От Омара Хайяма до Терри Гиллиама

В колесницу дизайна среды впряжены конь точных расчетов и трепетная лань креатива

Проекты домов, детских площадок 
и байкерских клубов – в здании драмтеатра открылась выставка, подготовленная кафедрой дизайна МаГУ.
Выставка посвящена 80-летию университета и 16-летию кафедры. Более 40 работ студентов выполнены в двух направлениях: графический и средовой дизайн.
– К сожалению, мы не обладаем большими площадями, чтобы выставить здесь все работы, но работу кафедры представили, – признался зав. кафедрой Андрей Григорьев.
На втором этаже – работы студентов-средовиков. Дизайн среды – сложное направление, ведь проект должен представлять собой синтез инженерных расчетов и творческого подхода. Нужно не просто фантазировать, но и видеть, насколько это реально воплотить в жизнь. Среда должна обладать эмоциональной информативностью, «отзывчивостью» по отношению к человеку.
Насколько представленные на выставке работы в гармонии с пространством, судить могут, пожалуй, люди знающие. Но нам, наблюдателям, далеким от профессиональных дизайнерских тонкостей, представленное на выставке эмоциональным показалось уж точно. Это не типовые бездушные схемы, здесь за каждой работой угадывается индивидуальность ее автора.
Условно все проекты можно разделить на две категории: реальные и бумажные. Среди реальных – работы вполне осуществимые, нашлись бы только заказчики с деньгами. Например, проект по реконструкции территории возле театра им.Пушкина, где за счет расширения функциональных возможностей площади меняется весь облик здания, и организация детской площадки в «Джаз-молле», и интерьер фойе Дворца творчества детей и молодежи, и фасадный дизайн магазинов, которые гармонично вписываются в окружающую городскую архитектуру.
К примеру, одна из идей студентов-дизайнеров будет реализована, правда, частично. Совместная работа кафедры и магнитогорского клуба байкеров привела к созданию проекта базы для мотоциклистов на окраине города. После защиты этого дипломного проекта его отдельные детали планируется воплотить в жизнь.
Но были на выставке и такие проекты, которые сами дизайнеры называют «бумажными». Они никогда не будут реализованы, так и останутся на бумаге. Это, как правило, ультрасовременные здания немыслимых форм: летние кафе, музей современного искусства… Андрей Григорьев пояснил, что такая работа важна для формирования творческого проектного мышления у студентов, выходящего за рамки санпинов, гостов, снипов.
Интересен проект «Дом для режиссера Терри Гиллиама». Он сделан в рамках курсового проекта как разработка коттеджа с прилегающей территорией и с интерьером. Много лет подобные проекты создавались для виртуальных людей. Но в этот раз было решено «использовать» конкретного человека. Велась кропотливая работа по изучению его личности, подробно анализировалась вся подноготная звезды: биография, увлечения, родственники, собачки и т.д. В результате получился психологический портрет, была выбрана подходящая к нему местность – и родился интересный проект. Только в роли заказчика выступил преподаватель.
– Таким образом мы готовим студентов для будущей работы с конкретным заказчиком, учим понимать индивидуальность каждого человека, его потребности, – пояснил руководитель кафедры.
На третьем этаже в фойе театра разместились работы по направлению «Графический дизайн». Реклама конфет, плакаты по сюжетам Омара Хайяма, реклама кафедр факультета, разного рода полиграфия – от продукции в едином фирменном стиле до дизайна газет и журналов.
Стоит заметить, что большинство работ выполнено с помощью компьютера. Как пояснил Андрей Григорьев, сегодня ручная графика встала в один ряд с компьютерной.
– Сейчас карандаш, кисточка, рапидограф стали таким же инструментом, как мышка компьютера. Нет приоритетов. Если необходимо, используем ручную графику. Ее также можно отсканировать, обработать на компьютере. Хотя есть некоторые проекты, где работа принципиально производится посредством ручной графики, особенно это касается учебных проектов на первом курсе. Художник прежде всего должен уметь мыслить, а посредством чего он выражает свою мысль, карандаша или компьютера, не важно.
Заведующий кафедрой подчеркнул, что подобные выставки планируется проводить несколько раз в год. В последние годы кафедра очень выросла и сегодня стоит на пороге нового этапа развития. Поэтому нужно о себя заявлять не только в масштабах города, но и за границей.
Лидия ГРАНИШЕВСКАЯ
Фото Динары ВОРОНЦОВОЙ
Exit mobile version