Магнитогорск. Волейбольное первенство Высшей лиги «А», где выступает «Магнитка-Университет», ушло на карантин. О том, как сейчас живёт команда, и какие эмоции остались от первого сезона во второй по силе лиге страны, корреспонденту «МР-инфо» рассказал диагональный магнитогорского клуба Никита Венидиктов.
Высота Высшей лиги «А» никогда прежде не покорялась магнитогорским волейболистам. Неоспоримый успех само повышение в классе до второй по силе лиги страны, но куда большее достижение — игра команды, которая приковывает внимание болельщиков. Правда, злосчастный коронавирус не позволил завершить сезон. Два тура в Грозном и Москве так и остались несыгранными. Уже сейчас можно констатировать, что клуб постепенно готовится к следующему чемпионату. А о прошедшем сезоне корреспондент «МР-инфо» пообщался с диагональным ВК «Магнитка-Университет» Никитой Венидиктовым.
Думал, что до нас всё это не доберётся
– Никита, расскажи, как сейчас живёт команда?
– До вчерашнего дня мы, как и большинство команд, тренировались только один раз в день. Теперь же тренировки отменили совсем.
– Вспомни, какие у тебя были мысли, когда только-только в Ухане начали находить первых заражённых?
– Во-первых, я новости не особо смотрю, и до нас доходило всё довольно долго. Чемпионат шёл в штатном режиме. Думал, что до нас всё это не доберётся, обойдёт стороной, и мы спокойно доиграем чемпионат. В мыслях даже не было, что весь спорт остановят.
– Как отнёсся к решению о приостановке чемпионата?
– Считаю, что решение правильное. Ведь заразиться могут и зрители, и игроки. Такими мерами сберегают не только болельщиков, но и самих игроков.
– А если бы предложили сыграть без зрителей?
– Без зрителей играть намного тяжелее. Сразу вспоминается наш первый домашний тур, когда пришло много болельщиков. Не зря говорят: зритель – седьмой игрок на площадке. Он очень помогает, достаёт из себя эмоции – ты отдаёшь их обратно. Но в Высшей лиге «А» есть команды, у которых в принципе не много зрителей. Приходят жены игроков, дети. Поэтому мы привыкли к такому. В некоторых городах действительно волейбол не так развит, и зрителей очень мало приходит.
– Тогда вопрос вдогонку. Как вывести волейбол на новый уровень?
– Здесь всё просто – нужен правильный пиар. Благо социальные сети и интернет позволяют это делать. Через социальные сети можно привлекать в основном молодёжь. Старшему поколению, которому социальные сети неизвестны, хотя, это удивительно, можно рассказывать о команде через рекламу во всех её проявлениях – те же баннеры. Зрителям, которые будут в первый раз приходить, важно видеть победы. Здесь уже всё зависит от команды. Команда будет выигрывать, бороться, показывать качественную игру – зрители начнут приходить.
– «Формула-1» нашла интересный выход из карантина. Теперь пилоты принимают участие в гонках дистанционно. Можно ли представить нечто подобное в волейболе?
– Нет, у нас нет таких популярных симуляторов. Например, в Польше, где волейбол – спорт номер один, есть какая-то игра десятилетней давности, которая очень плохо сделана. Опять же здесь замкнутый круг. Был бы волейбол популярен, была бы аудитория, которая играла в подобные игры, симуляторы бы появились. А появились бы игры – росла популярность и у волейбола. В любом случае, начинать популяризацию волейбола нужно с нас самих – с игроков.
– Сейчас у тебя явно появилось больше свободного времени. Как его проводишь?
– Тренерский штаб рекомендовал не ходить в места скопления людей, мы к этому прислушиваемся. Не скажу, что мы все дома лежим. Но банально куда-нибудь в кино сейчас никто не пойдёт.
Если команда выходит на дивизион выше, она в этом заинтересована
– Прошлым летом ты перешёл в «Магнитку» из «Тюмени». Вспомни, как возник вариант с трансфером?
– В июне, если не ошибаюсь, я искал команду. Всё уже близилось к сборам, а конкретных предложений мне не поступало. Потом я узнал, что магнитогорская команда выходит в Высшую лигу «А». Здесь играли друзья, и достать номер тренера было несложно. Я позвонил ему, рассказал: кто я, где играл. Мы пересекались с ним, и, в принципе, он знал меня заочно. Так я и попал сюда – по звонку.
– Не пугало, что команда только-только строилась?
– Нет. Если команда выходит на дивизион выше, как правило, она в этом заинтересована и будет делать всё, чтобы там задержаться: привлекать зрителей, развивать волейбол. Люди, которые не хотят этим заниматься, и команду строить не будут.
– Когда ты приехал в Магнитогорск, насколько твои ожидания совпали с реальностью? Только честно.
– Мои ожидания были чуть ниже, чем город есть на самом деле. Я здесь никогда не был. Не представлял, что от города можно ожидать. Всё равно у каждого есть свой эталон города. И от этого строятся впечатления других городов, где ты играешь. Сказали, что тут «такое себе» – не особо развитый город. Но когда я приехал, готовясь к худшему, я был приятно удивлён.
– Какой город для тебя эталон?
– Воронеж. Как минимум потому, что я там учился и отыграл три года. Мне было комфортно, и город очень нравился.
– Расскажи, насколько часто случаются переходы игроков в волейболе? Например, хоккеисты могут менять команды практически каждый сезон.
– Сразу скажу, что мало кто меняет команды по ходу сезона. Это скорее исключение, чем закономерность. Но лично знаю разных игроков, которые каждый год меняют команды. Даже меня возьмём. В прошлом году я был в Тюмени, а в позапрошлом – в Воронеже. Поэтому это абсолютно нормально. Игроки хотят развиваться, банально получать больше денег, ведь они содержат на них свою семью. Поэтому это нормальный процесс
– Как проходил процесс сплочения в «Магнитке»? Всё-таки значительная часть состава обновилась.
– Сложностей особо и не было. Основной косяк команды всё-таки остался. Со многими ребятами пересекался раньше. Мы все в итоге были знакомы, вплоть до того, что по детям ещё играли на чемпионате России. Поэтому проблем никаких не было. У всех взор на одни цели: выигрывать и развиваться.
– То есть можно сказать, что уже к первому туру команда подошла в боевом состоянии?
– С моральной точки зрения – да.
– А с тактической?
– Этим у нас занимается тренер.
– Но ведь вы непосредственные исполнители.
– Да, но не всегда получается выполнять все установки. Причины найти сложно. Большинство из них, наверное, будут звучать как отмазки. Тем не менее, любая команда не всегда полностью выполняет все установки. Плюс у нас есть ребята, которые в Высшей лиге «А» до этого не играли. И поначалу им было тяжело перестроиться на класс выше.
– Насколько помогал опыт ребят, которые успели поиграть в «Суперлиге»: Александр Голубев, Владимир Чивель?
– Мы все друг другу подсказываем, помогаем, делимся опытом. Считаю, это абсолютно правильно и нормально. Если мы возьмём Чивеля, он как центральный блокирующий, стоя у сетки, делает разбор, кто как блокирует и так далее. Зачастую передаёт мысли тренера, а иногда и на собственный опыт полагается – в играх это очень помогает. Тоже самое и Голубев на задней линии как либеро.
Мы боролись с каждым соперником и старались отбирать очки
– По ходу сезона заметил тенденцию, что чаще «Магнитка» побеждает именно во вторых играх, а первые матчи не всегда складываются удачно. Как можешь это объяснить?
– Думаю, вряд ли в этом есть какая-то закономерность.
– Тренер говорил, что во вторых матчах помогает анализ ошибок первый игры.
– Да, соглашусь. Мы разбираем видео, и тренер также видит наши ошибки. Где-то может тактику поменять, подскажет какие-то нюансы по конкретному игроку команды соперника. Это, безусловно, помогает.
– Перед сезоном ты говорил, что конкуренция в Высшей лиге «А» очень серьёзная, и последняя команда вполне может обыграть первую. Однако, как мне показалось, всё же есть команды-лидеры, которые очки терять на ровном месте не собираются, и есть команды-аутсайдеры.
– Давайте посмотрим на примере Кисловодска, с которым мы так и не встретились. Этот клуб очень много лет был внизу таблицы. Учитывая, что костяк команды, насколько я знаю, остался с прошлого года, они сейчас на первом месте. Не сказать, что я был сильно удивлён. Но насколько я могу предполагать, вряд ли они рассчитывали, что будут в лидерах. Мы вот были на седьмом месте перед четвёртым туром в Челябинске. Проиграли тогда «Владимиру», который шёл на последнем месте 0:3. А затем обыграли их – 3:1. Понятно, что команды, которые идут в лидерах, чуть выше классом, у них больше игроков с опытом «Суперлиги». Но, в целом, я остаюсь при своём мнении, что последняя команда может выиграть у первой. Как минимум, побороться за очки точно по силам.
– 14 место – объективная позиция «Магнитки», или мы могли быть выше?
– Конечно, могли быть выше. Опять же мы боролись с каждым соперником, старались отбирать очки. Да, получился определённый провал на последнем домашнем туре – мы не забрали ни одну игру. Но «Тюмень» и Екатеринбург – сильные команды, которые держат свой уровень и ниже определённого порога не опускаются. Это, безусловно, говорит о классе команды. Были бы ещё два тура, мы могли бы подняться выше.
– Там соперники тоже были бы не из лёгких.
– Да, но я уверен, что мы бы забрали ещё игры. Не знаю, откуда такая уверенность. Но команда была готова к борьбе.
– Как тебе система чемпионата, когда за четыре дня проводишь четыре матча?
– Тяжело играть четыре матча подряд. Во-первых, очень много лет играли по две игры. Для кого-то и такой график был тяжёлым, а сейчас сделали четыре. Как бы ты не готовился, четыре игры на одном дыхании не смогут пройти. Все играют в полную силу, и мало у кого вариативный состав. Большинство команд играют практически одной семёркой. Первое время я считал, что лучше играть по два матча. Пусть они каждую неделю, но ты всё время в тонусе. Времени на подготовку хватало – один тур на выезде, другой дома. Всё было нормально. Сейчас, возможно, две недели дают небольшое расслабление. Нет такого яркого тонуса. Но опять же количество команд заставило Федерацию поменять формат чемпионата. Двоякое ощущение. Есть плюсы, есть минусы.
– Какие матчи тебе больше всего запомнились в этом сезоне?
– Таких было два. Матч с Ярославлем, который мы выиграли 3:2. Помню очень хорошо третью партию. Если не ошибаюсь, мы проиграли её 14:25. Естественно, это на команду очень плохо влияет в моральном плане. Помню тогда сказал: «Пацаны, ничего страшного, мы можем выиграть». И мы это сделали. И ещё матч второго тура с Новосибирском. Ребята у них молодые и очень перспективные. Они пришли с молодёжной лиги, но по уровню ничем не уступают. Для меня стало откровением, что они не в тройке лидеров.
– Как тебе атмосфера на домашних турах? Согласись, на втором было куда больше зрителей, и они уже понимали, как правильно поддерживать команду.
– Мне сложно судить о количестве людей, так как на первом туре я играл, на втором – сидел с травмой на трибуне. Понятно, что на первом туре люди мало что знали о волейболе. Естественно, не понимали, как болеть, как поддерживать. Волейбол в Магнитогорске не особо был развит. Ко второму туру была проведена большая работа. Появился ведущий, девушки из группы поддержки, барабаны. И люди уже стали понимать, как болеть. Думаю, в следующем сезоне будет ещё лучше.
Блиц
– Социальные сети или книги?
– Книги, но социальные сети из нашей жизни уже никуда не денутся. Читаю развивающую литературу. Например, последняя книга по развитию – «Богатый папа, бедный папа» Роберта Кийосаки. Чередую и с классической литературой. Недавно перечитывал Тургенева – «Муму», «Отцы и дети». Время всегда найдётся, если это тебе нравится.
– Любимая музыка?
– Я – меломан, слушаю разную музыку В приоритете – электронная музыка и рок, но только не тяжёлый, хотя, и такие песни тоже есть.
– Какие бы ты песни включил в отбивки на следующий домашний тур?
– Ух, надо подумать. Наверное, «It’s My Life» Bon Jovi и подобные заводные песни. Сложно сказать, песен много. А вообще на площадке ты практически ничего не слышишь. То есть даже шум болельщиков кажется абстрактным. На музыку особо внимания не обращаешь.
– Спорт кроме волейбола?
– Это хороший вопрос. Отвечу плавание. Мне не очень нравятся другие игры с мячом, так сложилось с детства, что именно волейбол меня привлекал. Может быть, настольный теннис, но это опять же игра с мячом.