Презент вне подозрений

Расширен список подарков, о которых чиновники не будут отчитываться

По сведениям хорошо осведомленных источников, правительство должно до конца декабря принять соответствующее типовое положение, которое будет закреплено 
в виде федерального закона.
В марте текущего года Дмитрий Медведев, занимавший на тот момент пост главы государства, поручил правительству до 1 октября разработать документ, который обяжет должностных лиц, госслужащих и местных чиновников в установленные сроки отчитываться о получаемых при исполнении служебных обязанностей подарках. Соответст-вующий документ — национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы — был опубликован на сайте Кремля.
Может показаться, что это шутка такая в жанре «кремлевского юмора». В том смысле, что разработка упомянутого документа склоняет к неприличному выводу: получается, что «должностные лица, госслужащие и местные чиновники» без подарков работать просто не в состоянии. А иначе для чего специальный закон сочинять?
 Вообще, надо признать, что подарки для чиновников есть материя специфическая, тонкая и деликатная. Это ведь вам не как у простых смертных граждан на бытовом уровне: мое дело подарок подарить, а ты уж потом сам думай, что с этой хренью делать. Тут каждый презент, как говорится, со значением. Чрезвычайно важно при этом, кто даритель: руководитель чиновника или его подчиненный. Подчиненному одаривать чиновника безусловно сложнее, если не сказать опаснее, поскольку, чем дороже презент, тем сильнее он смахивает на овеществленную взятку.
«В типовом соглашении действительно установлен исчерпывающий перечень продукции, которая для целей проекта постановления не признается подарком», — сообщил источник в правительстве. В част-ности, «переводит» источник, не придется отчитываться о получении алкогольных напитков и продуктов. Так, уже немножко понятнее: стало быть, магарыч допускается. Однако далее уточняется, что это не касается элитных коллекционных сортов спиртного и очень дорогих продуктов питания. Ясно. Значит, если чиновнику прислали «канистру» коньяка Henri IV, Cognac Grande Champagne (самый дорогой коньяк в мире), изготовленного по рецептуре 1776 года прямыми потомками короля Генриха IV со столетней выдержкой в бочке (полтора миллиона долларов за одну бутылку), да на закуску контейнер с черной паюсной севрюжьей икрой, это уже нехорошо, потому что не скромно, и надо бы отчитаться, не обожрался ли.
Зато не потребуется декларировать ценные подарки и наградное оружие от руководства, цветы и канцелярские принадлежности. Вот опять хочется разобраться в понятиях, а то сочетание «ценный подарок» провоцирует буйную фантазию: ценным подарком может быть, к примеру, бюст Мичурина в классических характеристиках каслин-
ского литья, ваза из богемского хрусталя, а может, и нефтяная скважина в Оклахоме – каков же конкретно «диапазон ценности»? «Наградное оружие от руководства» вообще давайте в стороне оставим, поскольку совершенно непонятно: на кой черт, поощряя чиновника, его вооружать? А вдруг он «это», извините… Словом, без медсправки как-то рискованно вообще. Насчет дарения канцтоваров тоже не все однозначно: дарить чиновнику скрепки можно, а вот произвести ими впечатление – это вряд ли. Хотя есть варианты. Например: а давай, Петрович, мы подгоним тебе вагон скрепок, ты их грамотно оприходуешь да и купишь себе то, что мы имели в виду, – нормально.
Так или иначе, а в течение трех месяцев все федеральные государст-венные органы на базе упомянутого положения обязаны будут принять внутренние нормативные акты, отражающие специфику своей деятельности, пояснил источник издания. Властям всех российских регионов, органам местного самоуправления, а также руководству Центробанка тоже будет рекомендовано действовать согласно положениям документа.
Это, конечно, сильно всех напрягает – как именно будут «действовать согласно положениям документа», которого пока что в природе нет. Впрочем, легко предположить: как и прежде, дарить будут все что угодно. Памятуя о главной мере предосторожности – дарить надо неофициально…
Алексей ТЮПЛИН
Exit mobile version