А может быть ворона, а может – Магнитогорск… Жительница города создает необычные мультфильмы

Магнитогорск. Пластилиновые, рисованные, анимированные, воспитательные, образовательные, увлекательные – это все о мультфильмах, которые творит в своей домашней студии вместе с тремя сыновьями магнитогорская художница Наталья Кривошеева.

Семейное кино

Художник, ювелир, член Союза художников России, Наталья свое увлечение мультфильмами с профессией считает никак не связанным. Хотя тут я бы усомнилась – без великолепного художественного таланта, конечно же, мультфильмы не стали такими живыми, а ювелирная точность деталей делает их натуралистичными.

“Когда появились цифровые фотоаппараты, мультфильмы стало делать легко, – вспоминает наша герионя. – Я попробовала и забыла благополучно. А потом, когда старшему ребенку было пять – шесть лет, мне захотелось вовлечь его в творческую деятельность – обучить компьютерной графике, рисованию, развивать усидчивость…”

Вместе с шестилетним ребенком и начали осваивать это интересное дело. Мама – на шаг впереди, сын – за ней. Так родилась студия «Домашний мультфильм».

“Мне захотелось, чтобы мультфильм был «ручным», потому что современные компьютерные мультфильмы, которые любят смотреть дети, на мой взгляд, в основном однотипны и скучны. Хочется сделать что-то теплое, домашнее”, – говорит художница.

Фото Наталья Кривошеева

На вопрос, можно ли назвать это освоением новой профессии, улыбается:

“Это скорее хобби. С одной стороны, мне за эту работу не платят, а с другой – я делаю что захочу. Никто мне не диктует ни сроки, ни тему. Хочу про Бориса Ручьева снимаю, хочу – про камень на дороге. Нет ограничений ни в материале, ни в технике. Полная свобода творческого самовыражения”.

Сидя возле мамы, понемногу постигал азы мультипликации и Ярослав. Сперва это были мультподарки на день рождения близким и творчество ради творчества – забавно смотреть, как оживают картинки. Когда пришла пора пойти в школу, познал он и первую минуту славы – его мультфильмы одноклассники встречали аплодисментами, а внимание сверстников вдохновило развивать талант. А первым собственным мультфильмом можно считать ролик «Зверская зарядка», с которым его класс в начальной школе проводил физкультминутку.

Ярослав обучается в ДТ «Кванториум», и в рамках проекта «Неделя кино» в прошлом году команда кванторианцев под руководством Дениса Полушкина со своим пластилиново-компьютерным мультфильмом победила во Всероссийском конкурсе среди всех Кванториумов страны, а консультировала юных мультипликаторов в работе Наталья Кривошеева. В планах мальчика стать программистом, а компьютерная анимация будет подспорьем и там.

Если старшего приходилось вовлекать – уговорами, хитростью ли, то младшие Владислав и Мирослав восприняли увлечение мамы как часть своего бытия и активно вовлеклись сами – рисовать, вырезать и раскрашивать желающих много.

Всячески поддерживает увлечение Натальи и своих сыновей глава семейства Юрий Афанасьев: помогает выкроить время для работы над мультфильмом, участвует в обсуждении сюжетных линий, построении эпизодов, он первый видит и оценивает каждую нарисованную картинку. А в новом мультфильме про Бориса Ручьева он уже будет полноправным участником – Ярослав обучает папу азам анимации.

Пластилиновый орден

Сначала основой анимации становились рисунки сыновей, но в какой-то момент мама устала от детских мультиков, захотелось создать что-то более монументальное и общественно значимое. Шедевр советской мультипликации – «Пластилиновая ворона» и созданный студией «Пилот» мультсериал по народным сказкам «Гора самоцветов» вдохновили Наталью попробовать себя в жанре пластилинового мультфильма. Пересмотрела их множество, скачивала на компьютер, изучала покадрово, стараясь разобраться, как достигается эффект перелепки из одного в другое.

Так родился фильм «Герб Магнитогорска». Началось с перевоплощений самого герба – как зародилось это понятие в России, как изменялась десятилетиями геральдическая основа герба нашего города и что обозначают его элементы.

Дети знали: пластилин в этом доме покупают в первую очередь маме – более двух килограмм его потребовалось, чтобы слепить, смять и вылепить заново все сюжетные линии мультфильма. Одно только здание городской администрации потребовало несколько дней кропотливейшего труда, а самыми сложными были образ Петра I и ордена, признается художник. На создание пятиминутного мультфильма ушел целый год. Впрочем, цели торопиться не было – проект делался для всеобщего удовольствия.

К озвучке этого мультфильма Наталья подключила всех троих сыновей – благо, артисты всегда под боком (был и другой мотив – сохранить таким оригинальным образом на память голоса мальчишек). Задача оказалась нетривиальной, а пока добивались нужной интонации каждой фразы, порой уже живот начинал болеть от смеха.

И вот шедевр готов, в октябре 2018 года он был выложен на Ютуб-канал «Домашнего мультфильма». Такой бурной реакции на свое творение авторы не ожидали: мультфильм пришелся по душе как землякам, так и всем тем, чья судьба когда-либо была связана с нашим городом. Писали знакомые и незнакомые, учителя школ и воспитатели детских садов благодарили за готовую методическую работку по истории Магнитогорска – столько информации о своем городе знают далеко не все. И стало ясно, как много людей любят наш город и ждут новых мультфильмов о нем.

История под ногами

Этот успех окрылил продолжить мульткраеведение. Ведь сюжеты находятся буквально под ногами – на улицах, по которым мы ходим ежедневно. Так родился проект «Тайна названий магнитогорских улиц». В первую очередь захотелось узнать про Виктора Калмыкова, чьим именем названа улица, на которой живет семья и где находится школа №67, где учатся Ярослав и Владислав.

Для создания этого мультфильма понадобился минимум материалов: карандаши, бумага, фотоаппарат, видеокамера и компьютер. Здесь уже захотелось применить совсем другую технику – для почти 4500 кадров мультфильма с помощью старшего сына мастерили поп-ап-конструкции. Собравшись в книгу, они стали декорациями мультфильма, а затем поэтапно прошли анимацию и стали историей о первостроителе гиганта металлургии – занимательной и очень обыденной для того времени. Ничем не примечательный парень, прибывший на стройку века, становится героем, а затем – жертвой агитационной борьбы.  

Работа над мультфильмом побуждает к познанию родного края и обсуждению исторических реалий. Хочешь – не хочешь, а все равно придется отвечать на многочисленные детские «почему?» – уж очень далеко мы ушли от быта и идеологии 30-х годов прошлого века.

Самым тяжелым моментом в работе над мультфильмом был расстрел главного героя.

“Никто из детей так и не понял, почему это случилось. Спрашивали: «Мама, а за что?», а я толком и сказать не могу, за что, – признается художница. – Получается, ни за что. Потому что слишком хорошим был. Так я до сих пор не могу им объяснить, эту тему мы не затрагиваем”.

Пусть даже в процессе создания мультфильмов не удастся заинтересовать детей историей настолько, чтобы они самостоятельно засели за ее изучение, но мультфильмы достигли той цели, которую ставила себе автор: они помогают ребятам найти новые интересы и ставить перед собой новые рубежи.

10 лопат и два метра колючей проволоки

Непростая история родной страны у нового поколения рождает больше вопросов, чем можно придумать ответов. И в самом деле, как рассказать ребенку, что миллионы людей – умных, талантливых, работящих, строивших комбинат, город, свою страну, были уничтожены фактически ни за что?

Подобная ситуация возникает и в мультфильме, разгадывающем тайну еще одной улицы и судьбу одного из самых значимых фигур в истории магнитогорской литературы и города в целом – Бориса Ручьева. Хотя он остался жив, пройдя жернова сталинских лагерей, но вопрос: «За что?» остается.

“Я два метра колючей проволоки нарисовала, дети проснулись: «Это что, мам?» – а я рассказать не решилась. Потом, когда озвучивать станем, там будет текст, над текстом и поработаем”, – говорит Наталья.

Такие мультфильмы – это практическое краеведение в чистом виде. Как через судьбу одного человека показать такие глобальные явления, как индустриализация, ГУЛАГ?..  И здесь автору мультфильма пришлось начинать буквально с нуля, ведь история – совсем не ее профиль. Чтобы собрать воедино сведения о прославленном магнитогорском поэте, Наталья Кривошеева много копалась в интернет-источниках. А когда пообщалась со старшим научным сотрудником квартиры-музея Бориса Ручьева Натальей Троицкой, которая с готовностью пришла на помощь интересному начинанию, выяснилось: в биографии поэта, опубликованной в Сети, слишком много фактических ошибок. Исправить их и помогла Наталья Григорьевна, а уникальный в Уральском регионе литературный музей и его экспонаты уже стали «героями» сюжетной линии мультфильма.

Что удивительно, нашлись и точки соприкосновения с знаменитостью и у самого автора:

“Он умер 24 октября, а я родилась в этот день. У нас и полфамилии общие: я – Кривошеева, он – Кривощеков (настоящая фамилия поэта, Ручьев – псевдоним, – ред.)“, ‒ отмечает мультипликатор.

Самое сложное в мультфильме – написать сценарий, считает Наталья. Это работа с историей, которая в разных источниках абсолютно по-разному подана, и несостыковки настолько большие, что трудно все это собрать воедино. И всегда найдется кто-то, кто скажет: «Не так все было!»

Однако бывают и полезные советы: так например, стал «рабоче-крестьянским» бутерброд Бориса Ручьева. Умные люди подсказали: не было колбасы в 1931 году у рабочего класса Магнитки, а случись, кто увидел бы такое расточительство, посадили бы как классового врага. Поэтому первый завтрак на Магнитострое пришлось перерисовывать: с картошкой да лучком вышел бутерброд.

Для того, чтобы заняться любимым делом, приходится выкраивать буквально по нескольку минут в день. Хоть некоторые советчики и рекомендуют воспользоваться фотошопом и принтером, чтобы ускорить процесс и делать мультфильм не за год, а за неделю, но рисовать каждую деталь для Натальи – особый вид удовольствия.

Из-под карандашей художницы все выходит как настоящее, а потом эти маленькие странички-эпизоды собираются в книжку, которая анимируется в мультфильм. И к каждой из них приходится делать дополнительные элементы – например, для длящегося секунду плавного увеличения гулаговской тачки и лопаты потребовалось полноценная отрисовка нескольких размеров-кадров каждого предмета.

Вот в уральской степи появляется та самая палатка с зеленым оконцем, а рядом с ней – те самые золотые костры – и перед нами страница за страницей разворачивается судьба неординарного человека – от малыша с книжкой в руках, до Магнитостроя, ГУЛАГа и – вечности.

Несомненно, в мультфильме прозвучит и творчество поэта – хоть и фрагментарно, в контексте сценария и вместе с красочными иллюстрациями – чтобы не перегрузить зрителя.

В дальнейших планах ‒ мультифицировать историю памятников Магнитки, сделать мультфильмы о семейных ценностях. Поэтому, думаю, со студией «Домашний мультфильм» мы еще встретимся на страницах «Магнитогорского рабочего».

Exit mobile version