Ехали по улицам трамваи… “МР-инфо” приоткрывает “кулису” жизни “Маггортранса”

Магнитогорск. Казалось бы, электротранспорт – дело простое и привычное…

Каждый день грохочут трамваи мимо нас по улицам, а за этим – столько не видимой нашему глазу работы 1800 специалистов МП «Маггортранс»! Настало время заглянуть за «кулису» этой сложной и слаженной жизни и узнать, чем живет предприятие.

Третий, ответьте центральному!

На 37 городских маршрутов в будни ежедневно выходит 128 вагонов, в выходные – 76. В ночной рейс отправляются 13. Перед оператором центрального поста службы движения МП «Маггортранс» Ольгой Абрамовой все они как на ладони на огромном дисплее диспетчерской.

Неприметная железная дверь в доме по проспекту К. Маркса, 180 скрывает за собой целый «центр управления полетами». Сюда стекается вся информация о работе трамвая – авариях, задержках, жалобах водителей и пассажиров. Отсюда сразу можно увидеть, если что-то пошло не так: за всем следит система ГЛОНАСС, которой оснащен каждый вагон, и передает данные в диспетчерскую. Поэтому любой пассажир может позвонить в диспетчерскую и спросить, как скоро подойдет к его остановке трамвай, и ему подскажут.

Фото Ольга Абрамова отлаживает работу трамваев

Зеленые стрелочки показывают, в каком направлении движется трамвай, красные точки – стоит на остановке или светофоре, а их скопления – два городских депо. У каждого водителя свой график. Допустимое отклонение – всего две минуты, если больше – уже аврал. Однако чаще всего его причиной становятся автолюбители, устраивающие ДТП на путях. Те, кто уже попадал в эту ситуацию, стараются по возможности быстрее убрать машину с рельс: простой трамваев и недополученную выгоду предприятия виновнику придется оплачивать из своего кармана.

Бывают и поломки – вагоны, как и вся техника, имеют такое свойство, особенно в «нелетную» погоду. Если на линии форс-мажор, именно диспетчер может отрегулировать движение, пустив потоки по другим направлениям еще до того, как они встали в пробке. Может дать и полезный совет, как поступить при незначительной поломке, а если дело серьезное – вызвать аварийную бригаду или спецслужбы.

График движения и ежедневная выручка на том или ином маршруте постоянно анализируются – при необходимости временные интервалы между вагонами могут увеличить или уменьшить.

Трамвай идет в депо

Первый вагон выезжает на маршрут в 5.30 утра, а последний (не считая дежурных ночных) возвращается в депо в три часа ночи. 2,5 часа – короткий промежуток, чтобы слесаря могли провести оперативное техническое обслуживание, а водитель – подготовить салон к следующему дню.

Здесь, в правобережном депо, работающем с 1997 года, и производят ремонты подвижного состава. Всего в парке МП «Маггортранс» 204 вагона, они сменяют друг друга на боевом посту – одни идут в рейс, другие на техобслуживании, а третьи стоят на ремонте.

“Техобслуживание проводится ежедневно в ночное время перед выпуском на линию, это проверка всего оборудования, устранение замечаний водителя, – рассказывает главный ревизор по безопасности дорожного движения МП «Маггортранс» Андрей Волков. – Также бывает еженедельное, ежемесячное обслуживание: замена смазки, проверка аккумуляторных батарей, колесных пар. Есть и более серьезные работы: ремонты и замены агрегатов того или иного узла трамвайного вагона, обшивка, покраска. После каждого техобслуживания и ремонта специалисты отдела технического контроля проводят проверку, и только после этого трамвай выпускают на линию”.

Здесь круглосуточно трудятся токари, слесаря по ремонту электрооборудования, электрики, сварщики – профессий трудовых немало. Вот вагоноремонтный участок. Рабочий собирает новенький токоприемник, полученный с завода, чтобы установить его на один из вагонов. А вот новенькие колесные пары – как только колесо стачивается до определенного диаметра, оно подлежит замене. Собранную колесную пару установят на тележку вагона. Эта работа – часть кузовного ремонта. Также рабочие осмотрят кузов, заменят, что нужно, а завершит реконструкцию покраска в малярном цехе – уже в левобережном депо, и трамвай вновь готов выйти в рейс.

Соседний – электроремонтный цех. Здесь возвращают в строй все электроузлы трамваев – электропривода дверей, отопители, двигатели.

Обмотчик элементов электрических машин электроремонтного участка Гульшат Якупова перематывает сгоревший якорек вентилятора снегоочистителя. Также здесь ремонтируют привода, соленоиды, тяговые двигатели, рельсовые тормоза и другие детали – парк предприятия без работы не оставляет, а кроме того здесь берут на коммерческой основе в ремонт электродвигатели и у сторонних организаций. Работа кропотливая, поистине ювелирная, требует огромной аккуратности и усидчивости. Однако, говорит, бывают якоречки еще меньше – проводочки как волосок. На предприятии Гульшат работает более 30 лет. Большинство работников цеха – люди старшего возраста.

Осторожно, двери закрываются

Наталья Кочеткова пришла учиться на водителя трамвая 26 лет назад за компанию с подругами, правда, так надолго осталась здесь одна из всех. С тех пор движение стало гораздо сложнее, но работать нравится.

Хоть пассажиры и разные встречаются, но всегда удается найти взаимопонимание, с уважением относятся к трамваям и водители, как правило, пропускают. Спокойно относится вагоновожатая и к любым внештатным ситуациям, поломкам – на все случаи есть инструкция, теряться не приходится, а если что – помогут коллеги, коллектив здесь дружный.

Сегодня ее рабочий день начался в 5.15 утра, а вставать приходится в половине третьего. В 3.15 служебный вагон выходит на линию, чтобы собрать водителей и кондукторов, которые рано утром выйдут в рейс. Надо успеть принять «экипаж», подготовиться к новому дню. Однако за годы работы организм ко всему привыкает.

Водители трамваев работают по трем графикам: трехсменный (с утра, во вторую и в ночь), двухсменный (с утра и во вторую) и так называемый «прерыв» – только в часы пик, чтобы вывезти работников ПАО «ММК» на комбинат и забрать от проходных домой.

В МП «Маггортранс» трудится порядка 200 водителей, с каждым годом в их число вливается все больше мужчин – на данный момент их около 30 процентов, и это не только водители, но и контролеры.

Следующая остановка – «Зеленый Лог»

Новогодним подарком для горожан стала новая трамвайная ветка, которая связала с основными магистралями юго-западную часть Магнитогорска. Анализ того, насколько востребована она для пассажиров, продолжается, пока еще не все привыкли к нововведению, не все выяснили для себя, какие маршруты и по какому графику здесь ходят, однако пассажиропоток уже увеличился, отмечают в «Маггортрансе».

Открытие ветки новых маршрутов не потребовало: ради нее были изменены шесть уже действующих, в итоге уехать отсюда можно в любую точку города. Учли и интересы жителей улицы Труда – пустив вагоны по новому маршруту, их не обделили, более того – избежали скопления вагонов в часы пик.

Пенсионерка Елена Ивановна отправилась по новой ветке в гости к подруге. Собственно говоря, для женщины нет большой разницы, ехать по улице Труда или по улице Зеленый Лог – зависит лишь от того, какой трамвай придет первым. Хотя в межпиковое время ходят вагоны не так часто, как хотелось бы, признается женщина, но маршрутки – не ее выбор, ведь в трамвае действует социальный проездной.

“То, что сделали новую трамвайную линию – удобно, можно ехать в любую сторону”, – говорит Елена Ивановна.

Согласен с ней и кондуктор Дмитрий Лепешкин – новая ветка востребована, пассажиров достаточно много.

Профессию кондуктора Дмитрию посоветовали освоить два года назад, работает в МП «Маггортранс» с удовольствием до сих пор. На зарплату не жалуется, как и на пассажиров, и условия труда комфортные – работает в новых вагонах.

В целом зарплата кондуктора зависит от выручки: к фиксированному окладу прибавляется процент от собранных с пассажиров средств. Чтобы все было по справедливости, в течение месяца кондуктора работают на разных маршрутах ‒ и на более, и на менее «хлебных».

Профессия эта востребована преимущественно среди людей старшего возраста – недавно пришла устраиваться 80-летняя женщина, успешно прошла обучение, освоила работу с терминалом и вышла в рейс. Летом, в свободное от учебы время, приходят трудиться кондукторами студенты.

В новых вагонах серии КТМ-623 установлены валидаторы – устройства, считывающие информацию с проездных и «берущие» оплату за проезд, пока что они не включены: вагон обслуживается кондуктором. Однако в планах МП «Маггортранс» попробовать их в деле. Возможно, нам еще придется вспомнить знакомую с советских лет фразу: «Совесть – общественный контролер».

Третий после столиц

Несмотря на обилие маршруток, трамвай востребован: кто еще возит бесплатно пенсионеров, за полцены – студентов и школьников? Кто доставит вас домой среди ночи? Говорят об этом и впечатляющие цифры: пассажиропоток за 2019 год составил более 23 миллионов человек, что на миллион больше, нежели в 2018-м, и обновление парка предприятия, и строительство новой ветки.

За прошедшие три года город получил 44 новых вагона. Из них 14 МП «Маггортранс» вместе с екатеринбургским НПО «Горизонт» полностью реконструировал, поставив на старые тележки новый кузов с современным оборудованием. 30 трамваев модели КТМ-623 приобретено на Усть-Катавском вагоностроительном заводе, в этом году планируется поступление минимум еще пяти. Городские власти работают над тем, чтобы попасть в федеральную программу развития электротранспорта, тогда это число удастся еще увеличить.

Взамен каждого поставленного один старый вагон уходит в утиль – снимается все, что может послужить в ремонте, остальное идет на переплавку. И это экономически обоснованно: выгоднее купить новое, чем изо дня в день латать старое, ведь самые возрастные вагоны парка КТМ-605 1984 года выпуска и давно исчерпали свой ресурс.

Новые трамваи реже выходя из строя, имеют массу плюсов для пассажиров и водителей – сюда удобнее подниматься мамам с колясками и инвалидам, а лучший обзор из кабины помогает водителям избежать форс-мажорных ситуаций. В вагоне восемь камер, что помогает фиксировать как случившиеся ДТП, так и происшествия с пассажирами и определить виновника, если кто-то упал из-за резкого торможения или произошел акт вандализма. Не так давно камеры помогли поймать фальшивомонетчика, расплатившегося поддельной двухтысячной купюрой за проездной. Немаловажен и тот факт, что пока ваглны на гарантии: если какие-то детали выходят из строя, их отправляют на замену в Усть-Катав.

В Магнитогорске почти 150 остановок. Перед Новым годом к ним прибавились три – на новой линии, летом будет пущена еще одна – на перекрестке проспекта К. Маркса с улицей Труда. Есть и обратное движение – на прошлой неделе ушла в небытие остановка «126 микрорайон» на улице Советской. Здесь слишком маленький пассажиропоток, а переход через проезжую часть небезопасен, уже случались ДТП с пострадавшими пешеходами.

В арсенале предприятия 175 километров путей (здесь Магнитка занимает третье место после двух столиц), 16 подстанций, снабжающих трамваи электричеством, семь разворотных площадок, где есть все условия для того, чтобы водитель отдохнул, поел и набрался сил для нового рейса.

Самые популярные маршруты – №17, 21, 24 и 29, они ходят в любое время и охватывают всю правобережную часть города. К слову, 24 маршрут еще и самый длинный – его протяженность 23,3 километра. Немало маршрутов ежедневно курсируют из Европы в Азию и обратно, связывая левый и правый берега.

“Развитию электротранспорта в Магнитогорске администрация города уделяет значительное внимание, ‒ отмечает директор МП «Маггортранс» Андрей Литвинов. – В отличие от других городов этот транспорт у нас поддерживается. Мы строим новые трамвайные ветки, приобретаем подвижной состав, как следствие – мы увеличиваем пассажиропоток, люди пересаживаются к нам на трамвай с других видов транспорта”.

Exit mobile version