Высшая школа сегодня переживает не лучшие времена
К чему могут привести оптимизация
и реструктуризация в сфере высшего образования, для многих не ясно.
О развитии профессионального образования в Магнитогорске – наш разговор с доктором педагогических наук, профессором Магнитогорского государственного университета Владимиром Беликовым.
– Владимир Александрович, сейчас много говорят о реформе образования, в том числе профессионального. Что вы думаете по этому поводу?
– Реформы системы профессионального образования, проводимые в России и касающиеся нашего города, не сводятся только к оптимизации системы образовательных учреждений. Они направлены в первую очередь на изменение характера взаимодействия науки, образования, производства. Современное состояние профессионального образования характеризуется переходом России к инновационному развитию, провозглашенному президентом страны, модернизацией различных отраслей экономики и образования, что требует наличия достаточного количества кадров, способных управлять инновационным процессом, в том числе и реализацией конкретных инновационных проектов. Эти проекты затрагивают гуманитарное, социально-экономическое и техническое образование.
– Как вы относитесь к такой форме модернизации, как университетский комплекс? Магнитогорский технический университет как раз ее и выбрал.
– Сегодня как никогда важно в деятельности профессиональной школы оптимально сочетать требования мировой образовательной системы, федеральные требования и реальные возможности и потребности определенного региона, того же Магнитогорска, и отдельного образовательного учреждения. Понятно, что создание университетских комплексов – не прихоть политиков, а адекватный ответ на вызовы времени. Их появление обусловлено социально-политическими и экономическими преобразованиями в России, преобразованиями в системе профессионального образования. Реализация курса правительства на укрупнение образовательных учреждений профессионального образования, создание университетских комплексов – объективная необходимость.
Вообще под университетским комплексом понимается объединение на базе университета образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различных уровней, иных учреждений и некоммерческих организаций или выделенных из их состава структурных подразделений с целью повышения эффективности и качества образовательного процесса, использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов для подготовки специалистов и проведения научных исследований по приоритетным направлениям развития образования, науки, культуры, техники и социальной сферы.
– Каким образом понятие университетского комплекса может быть применимо к МаГУ?
– Университетский комплекс на базе Магнитогорского государственного университета может быть создан по модели вертикальной интеграции (объединение на базе университета образовательных учреждений, реализующих образовательные программы всех уровней профессионального образования) и должен быть комплексного профиля, то есть интегрировать гуманитарное, социально-экономическое и техническое образование.
Развитие профессионального образования в условиях университетского комплекса может осуществляться по нескольким направлениям, в том числе включающим разработку согласованных учебных планов, исключение дублирования обучения, сокращение сроков обучения, затрат на обучение, получение возможности обмена специалистами и собственными разработками, научно-методическими материалами, изменение в целом содержания подготовки выпускников. Не обойтись без создания в рамках университетского комплекса единой системы переподготовки и повышения квалификации работников профессионального образования, укрепления существующих научных подразделений и лабораторий, укрепления учебной, научно-экспериментальной и производственной баз через консолидацию необходимых для этих целей средств, активизации работы по привлечению внебюджетных источников финансирования. Необходима модернизация образовательной деятельности университетского комплекса и профессиональной деятельности преподавателей в направлении разработки и реализации компетентностной модели специалиста.
В условиях университетского комплекса особую актуальность приобретает подготовка преподавателей для профессиональной школы. Эта работа и может быть одним из направлений роста МаГУ. Одним из ведущих ее аспектов было и остается совершенствование подготовки кадров для учреждений среднего и высшего профессионального образования, переподготовка и повышение профессиональной квалификации преподавателей образовательных учреждений. В частности, должна ставиться задача перестройки образовательных программ с учетом новых достижений науки, культуры, образования, новых производственных технологий, подходов в решении производственных задач, задач сферы обслуживания населения, с учетом специфики образовательной деятельности университетского комплекса. Работа по этим направлениям в МаГУ уже начата. Переход в университетский комплекс позволит поднять ее на новый уровень и привести в систему.
– Насколько мне известно, и сами работники высшей школы признают необходимость принятия мер по повышению качества подготовки специалистов…
– Действительно, эти меры признаются как актуальные всеми исследователями. По проведенным опросам, в частности, восемьдесят процентов опрошенных считают необходимым обеспечение стабильного, минимально достаточного финансирования, более половины высказываются за модернизацию материально-технической базы вузов, почти столько же выступают за необходимость формирования современной информационной среды. Примерно половина опрошенных обеспокоена ситуацией с «закреплением» молодых преподавателей. Чуть меньше высказываются за развитие в вузах научно-исследовательской работы. Четверть респондентов выступает за повышение квалификации преподавателей, обновление учебников и учебных пособий, а также за пересмотр образовательных стандартов и программ.
Несомненно, для реализации этих мер необходимо, в частности, предоставление налоговых льгот работодателям, участвующим в развитии материально-технической базы образовательных учреждений; создание федеральной, региональной и муниципальной системы заказов на трудоустройство выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. Не обойтись без активизации деятельности по разработке и совершенствованию стандартов на рабочие профессии, профессии среднего и высшего профессионального уровня; совершенствования законодательной и нормативной базы адаптации системы оплаты труда и стимулирования деятельности работников учреждений начального, среднего и высшего проф-образования к современным требованиям.
– Что же необходимо, чтобы все же появилась такая структура, как университетский комплекс МаГУ?
– Взаимодействие в рамках МаГУ как университетского комплекса с производственным сектором, учреждениями культуры, оздоровительными учреждениями, учреждениями службы быта, бизнес-структурами Магнитогорска требует разработки инновационного содержания образовательных программ профессионально ориентированного характера, создания программных форм совместной производственной и научно-исследовательской деятельности вуза и высокотехнологичных, эффективно функционирующих предприятий.
Создание и функционирование университетского комплекса должны обеспечить эффективное организационное, учебно-методическое, научное и информационное взаимодействие между всеми структурами университетского комплекса, равенство и учет их интересов и в конечном итоге повысить качество профессиональной подготовки кадров.
– И не могу не задать вопрос о попадании МаГУ в список неэффективных вузов Минобрнауки. Чем объяснить тот факт, что достаточно успешно работающий вуз по критериям министерства оказывается неэффективным? Чем это грозит вузу?
– Объяснить однозначно этот факт нельзя. В первую очередь возникает сомнение в объективности критериев, по которым определяется рейтинг вуза. В частности, в отношении критерия «количество обучающихся в вузе студентов из стран дальнего зарубежья» можно сказать, что обеспечить его невозможно в одночасье. Данный критерий введен только в начале этого года. Привлечение студентов из-за рубежа требует кропотливой многолетней работы, которой никто от вузов объективно не требовал. Еще один критерий – «индекс цитирования работ преподавателей вуза в отечественной и зарубежной печати» также невозможно быстро обеспечить. Не могу сказать, что данный критерий в науке был неизвестен, но использовать его в оценке эффективности вуза начали только сейчас. Другой критерий – «средний балл ЕГЭ абитуриентов вуза». В нашем вузе по отдельным направлениям средний балл достаточно высок (более семидесяти) и находится на уровне ведущих «эффективных» вузов страны. А по другим специальностям он несколько ниже требуемых показателей (средний балл – пятьдесят восемь). В основе рейтинга лежит целый ряд других неоднозначных критериев. Между тем специалисты, выпускаемые нашим университетом, сегодня востребованы на рынке труда. Это самый главный критерий эффективности.
Во-вторых, попадание МаГУ в список неэффективных надо воспринять со всей серьезностью, но не как повод для паники, а как повод для активизации работы по повышению качества профессионального образования. К сожалению, в вузе эта работа выполняется с запаздыванием.
А работа в целом понятна – обеспечить выполнение представленных критериев.
В-третьих, МаГУ переживал и более сложные времена. Переживет и эти «рейтинги».