Её звали Натали

Это имя балерины, балетмейстера и невероятно творческой личности прочно вошло в историю нашего города
В августе 2012 года исполнилось 100 лет 
со дня рождения Натальи Николаевны Карташовой.
«Усталая, радостная, взволнованная, пришла я со списком к Кулешову. Он посмотрел, покачал головой, усмехнулся: «Да, улов добрый. Самые отчаянные головы. Если вы их сумеете взять в руки, то низко в ноги поклонюсь». С этого разговора молодой балерины и директора ремесленного училища №13 и началась история, которая увековечила имя Натали Карташовой в памяти магнитогорцев.
Эвакуация
Она вышла из поезда на станции Магнитогорск весной 1942 года. В одной руке узелок с вещами – все, что осталось после эвакуации из Керчи, за другую держалась пятилетняя дочь Татьяна.
Этот приезд в Магнитку не был первым. В 1934 году Наташа уже была здесь на гастролях вместе с ирбитским театром классической буффонады. Тогда ее, порхающую на сцене юную солистку балета, легкую и изящную, увидел и полюбил Рафаил Фаддеевич Шнейвайс, сотрудник редакции «Магнитогорского рабочего». Впоследствии он взял себе творческий псевдоним – Николай Карташов. После спектакля балерину и журналиста познакомила Людмила Татьяничева, заведующая отделом культуры газеты, известная в стране поэтесса. 7 ноября 1935 года Николай и Наташа поженились.
Николай работал в газете и учился в горном институте. Затем получил назначение на керчен-ский металлургический комбинат, куда и уехала молодая семья. Там застала их война. Николая забрали в армию, а Наташа с дочерью эвакуировались в Магнитку.
И вот она стояла на перроне, глядя на таких же эвакуированных.
«Я думала: найдется ли где приложить силы, сумею ли сделать что-то полезное, нужное моей стране в эти мучительные тяжелые дни», – писала она потом о своих переживаниях в книге «Приглашение к танцу».
Полезное дело для Натальи Карташовой нашлось. Поначалу она работала массовиком-воспитателем в пионерском лагере на озере Банном. Но в конце 1942 года познакомилась с секретарем горкома комсомола Борисом Буйвидом. Эта встреча и определила дальнейшую судьбу Наташи.
Приглашение к танцу
Секретарь горкома предложил в одном из ремесленных училищ Магнитогорска создать коллектив песни и пляски. Карташова очень удивилась такому предложению:
– В дни войны – танцы?
Однако Буйвид был уверен, что именно танцы смогут развеять настроения подростков, которые и в войну нуждались в веселье. На призыв комсомольского вожака откликнулся директор ремесленного училища №13 Василий Нестерович Кулешов.
То, что Натали увидела в стенах учебного заведения, потрясло ее впечатлительную натуру. Дети 14–15 лет были одеты кто во что. Они учились шесть часов, потом четыре часа работали в цехах. А свой досуг коротали в общежитии за картами и домино.
Уговорить ребят записаться в кружок танцев было непросто. Поначалу они отнеслись к предложению незнакомой особы скептически. Но после того, как Наташа прямо в коридоре общежития станцевала танец, от которого в восторг пришли даже самые отчаянные сорвиголовы, ее список сразу же пополнился желающими танцевать.
Первые овации
Наташу удивляло, что среди рабочей молодежи столько талантов. И перед собой она ставила важную задачу – шлифовать способности своих подопечных. Те осваивали азы классического танца, акробатики. Давалось это с большим трудом.
«Как посмотрю на ребят – бедных, недоедающих, усталых от непосильной мужской работы – руки опускаются. Но вдруг увижу в их глазенках огонек радости, веселья – готова сама пуститься в пляс», – писала она своему мужу Николаю на фронт.
В постановке танцев очень помогала ее любовь к народному творчеству. Еще в детстве Наташа любовалась танцами и хороводами у себя на родине, на орловщине. И потом, уже артисткой балета, она словно бриллианты собирала в свою копилку блестки народной культуры там, где гастролировал ее театр.
Народный колорит и сюжеты из жизни делали каждое выступление ансамбля незабываемым. Первыми зрителями были раненые в госпитале. Бойцы с волнением смотрели концерты, с восторгом встречали каждое выступление танцоров. Это служило для ребят вдохновением. 
К слову, директор металлургиче-ского комбината Григорий Носов и секретарь обкома партии Николай Патоличев тоже были поклонниками коллектива.
– Мы, сталевары, доменщики, коксохимики, прокатчики, газовщики, после изнурительной работы каждый вечер приходили заниматься в хореографический кружок, – вспоминает ветеран труда Лидия Докшина-Антонова. – Костюмы шили сами из списанных простыней, красили, крахмалили, расписывали акварелью. И не было ни одного выступления, не награжденного овациями зрителя.
Как в кино
Несмотря на войну, осень 1944 года стала удивительной как для Натали, так и для ее воспитанников. 29 октября Николай Карташов приехал в столицу за назначением после окончания курсов в чкаловском танковом училище. И случайно на улице увидел афишу: «Смотр художественной самодеятельности учащихся ремесленных железнодорожных училищ и школ фзо». Это был подарок судьбы. В Москве он нашел Наташу в одном из Дворцов культуры на репетиции. Удивительная и волнующая встреча длилась всего несколько часов, вечером Николай уехал на фронт, а Наташа – в Большой театр на смотр.
Нужно ли говорить, что выступление магнитогорцев просто «взорвало» зал. Профессионализм исполнения, танцы вперемешку с акробатическими номерами и вдохновение, с которым выступали ребята, не оставили равнодушным и кинорежиссера Сергея Юткевича. Он предложил коллективу сняться в фильме.
Это было кино про писателя и директора ремесленного училища, который уговаривает друга написать сценарий для фильма, они спорят, а заодно и смотрят концерт. А на сцене выступают ребята из магнитогорского ремесленного. Лучшие номера, показанные коллективом на смотре, вошли в фильм.
– Мы остались в столице на полтора месяца, – вспоминает 
в прошлом участник ансамбля Михаил Захарович Туляков, который за три года занятий у Натальи Николаевны стал профессионалом. – Для нас съемки были чем-то необыкновенным. А потом с нетерпением ждали выхода картины на экраны.
Успех фильма, названного «Здравствуй, Москва!», был необычайным. О коллективе писали газеты страны, ребята получали поздравления от самых высоких лиц. А когда вернулись домой, их вызвал к себе Григорий Носов, поздравил и дал ансамблю название «Металлург».
Но ребята оканчивали училище, уходили на ММК. Коллектив расформировали. И Наталья Николаевна перешла работать в левобережный Дворец культуры металлургов, создавала детский коллектив.
Блестящая подделка
В 1946 году ей опять на время пришлось вернуться в любимое ремесленное училище, чтобы совершить еще один прорыв, который вновь прославил Магнитку на всю страну. О тех событиях вспоминает Михаил Туляков, который неожиданно для себя стал заменой выдающейся Натали Карташовой:
– В 1946 году вызывает меня директор училища, где я работал мастером, и говорит, что нужно представить танцевальный коллектив на Всесоюзный смотр художественной самодеятельности, где будет присутствовать все правительство. Но того прославленного ансамбля, который знала вся страна, уже не было, а мы только что организовали новый коллектив. И ехать на смотр такого уровня с неопытными ребятами, которые еще ничего не умеют, было просто невозможно. И тогда возникла отчаянная мысль: под видом знаменитого ансамбля выпустить «поддельный». Тут-то и пришла на помощь Наталья Николаевна. Мы репетировали целыми днями и за месяц поставили отличный танец – «Уральская кадриль». Поехать с нами Наталья Николаевна не смогла, пожелала удачи на дорогу. Все время в пути мы без устали репетировали, ибо провал был невозможен – на кону честь Магнитки. На общем концерте в зале Большого театра присутствовал сам товарищ Сталин. Представитель правительства предупредил всех артистов – никаких громких выкриков, резких движений. Все подчинились, и концерт получался «мертвым». Но я не стал ничего говорить ребятам, и вышла наша кадриль такой, какой ее поставила Карташова. Дали мы жару! После нас другие коллективы уже выступали хорошо. Потом Сталин сказал, что концерт набрал силу после выступления магнитогорского ансамбля. Сами понимаете, что это тогда значило. В городе нас встретили героями.
Оставить след
Работа Натальи Николаевны Карташовой в Магнитогорске закончилась в 1949 году. Семья переехала в Челябинск, куда пригласили работать Николая. Но имя этой легендарной женщины вспоминают в нашем городе с благодарностью до сих пор.
У Леонида Мартынова в стихотворении «След» есть такие строки:
Скажи:
какой ты след оставишь?
След,
чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед,
Или
незримый прочный след
В чужой душе на много лет?
Именно такой след оставила в душах магнитогорцев Наталья Николаевна Карташова. Ведь она создала не только легендарный коллектив, но и воспитала множество талантов.
Exit mobile version