Меткий выстрел. Так называет свои работы магнитогорская портретистка Елена КУНАХ.

Магнитогорск. С удивительной художницей мы познакомились на юбилее «Магнитогорского рабочего»: многие сотрудники нашей редакции с восторгом унесли домой великолепные портреты, которые Елена создавала махом, буквально за 10-15 минут сумев поймать самую суть человека. А потом захотелось познакомить с ней и наших читателей.

Вылепляя форму

Творчество в жизни нашей гостьи – дело семейное. Мама Елены Любовь АКУЛЬЧЕВА – по образованию художник-педагог, глядя на нее еще в детстве вдохновилась творчеством портретистка. К слову, с мамой творческие дискуссии возникают и до сих пор.

“Мама больше ценитель цвета, а я  – графики, я больше копаюсь в деталях, а у нее больше обобщений – не хватает терпения на всякие мелочи”, – говорит Елена.

И именно мама в свое время предложила дочери сделать своеобразный подарок – серию шаржей студентов –на юбилей Сибайского филиала Уфимского училища искусств, где училась тогда Елена.

Училище дало юной художнице академическое образование, но все казалось нереализованным стремление к декоративно-прикладному искусству, поэтому Елена, как когда-то и ее мать, пошла учиться в МГПИ, ставший уже к тому времени МаГУ, поступила на декоративно-прикладное отделение, на керамику.

“Люблю формообразование, я так это называю – признается Елена. – В детстве делала поделки из подручного материала, пластилина, кукол из ткани, папье-маше, глины, украшения из кожи, занималась резьбой по дереву. Потом узнала про валяние из шерсти, заинтересовалась и этим видом творчества. Когда начинаешь что-то новое, неизвестное, азарт берет – что-то сочиняешь, экспериментируешь”.

Меткий выстрел. Так называет свои работы магнитогорская портретистка Елена КУНАХ.

Во время учебы возобновилось и творчество быстрых  портретов: прошел слух, что ищут желающих рисовать шаржи на различных мероприятиях и корпоративах, и девушка решила: почему бы и не я. Выполнение домашних заданий – а на худграфе их немало –приходилось успевать совмещать с тренировками в портретном искусстве. Экспериментировала все время: тех же натурщиков успевала рисовать в разных ракурсах и техниках, советовалась со своим наставником – известным скульптором и педагогом Геннадием ПЛАХОВЫМ, с одногруппницами. От критики порой расстраивалась, но шла вперед.

На грани черт и характера

Свадьбы, новогодние корпоративы, выездные мероприятия…

“Мне очень  нравится работать с людьми, и то, что они на празднике веселые, счастливые, нарядные, заинтересованные”, – улыбается мастер.

Искусство быстрых портретов буквально захватило – рисовала много, чтобы наработать скорость и мастерство. Если нет поточности навык скорости утрачивается, отмечает Елена. И, казалось, сама жизнь подталкивала к этому. К примеру, был как-то удивительный тандем с ведущим на фестивале «Матрешка» в одном из торговых комплексов города.

“Три минутки рисуем, три минутки, – как бы бросал ей вызов ведущий, и приходилось не отставать. Такое давление извне дало возможность разогнаться и поставить настоящий рекорд по скорости – порядка 12 человек в час. А рекордное время непрерывной работы – 7 часов, но сейчас такой рекорд уже не хотелось бы повторять, говорит художница”.

Такой быстрый портрет может уловить практически на грани то ли внешние черты, а то ли характер. Насколько сложно вот так, за несколько минут «поймать» человека? – спрашиваю я.

“Мне нравится, что когда рисуешь на корпоративах, сразу виден результат, и сразу можно получить обратную связь, – признается Елена. – Когда же долго сидишь над портретом, то наступает такой момент, что начинаешь сомневаться: похож – не похож, понравится – не понравится, и это так изводит. В длительной и быстрой работе своя специфика, свои преимущества и особенности.  Особой красоты  живые линии возможно получить только при скоростном, лихом письме. Когда удачно махнула рукой, это ж прям восторг!”

Рисовать во время застолий – неблагодарная работа. Бывают сложные натуры – человек не позирует, отворачивается, то и дело что-то говорит или ест. Но схема рисования уже отработана за долгие годы: общие габариты лица, прическа, чтобы в лист вписалось все, что хочется изобразить и потом уже проработка. Цепляется за какую-то деталь: нос, глаз, как ориентир для построения, а затем уже остальное.

Бывает, что человек улыбается редко, сидит серьезным, словно на паспорт пришел сниматься. Тогда Елена спешит «сфотографировать» улыбку: хочется добавить жизнерадостности портрету, а то и сама начинает улыбаться, чтобы поймать улыбку в ответ.

“Я иногда отключаюсь и даже не вижу, что я рисую: на скорости, в потоке. В отличие от стандартного искусства портрета, на подобных мероприятиях художнику не приходится выбирать: этого я рисую, а этого нет, этот мне нравится, а этот не нравится. Человек передо мной садится, я его «сканирую» и – что рука выведет. Не успеваешь тщательно продумать, если начинаешь размышлять, работа на полчаса растянется. В каждом стремлюсь подметить что-то привлекательное, особенное, доброе. Чтобы рисунок ещё долго радовал позирующего”.

Избранный Еленой жанр дает ей больше возможностей: если обычный портрет, как правило, предполагает изображение лица и шеи, то здесь можно обратить внимание на руки, грудь, еще какие-то интересные моменты внешности.

Если есть какие-то нестандартные, выдающиеся черты лица – нос, скулы, поймать сходство проще, а когда все пропорционально и гармонично – сложнее, но всегда Елена старается сделать своей работой комплимент, увидеть какие-то милые, порой даже чуть «мультяшные» черты в своих персонажах – может, сказывается еще детское увлечение мультфильмами? А вот знаменитых людей рисовать не любит: их уже много кто перерисовал, соперничество с другими авторами не вдохновляет.

Шарж, карикатура? Портрет!

Известный журнал Крокодил, с карикатурами разных авторов всегда вдохновлял и восхищал мастерицу быстрыми, яркими, образными репродукциями. Хотя, как знать, насколько большая подготовительная работа стояла за этой четкостью быстрых линий и из скольких сотен набросков рождались самые меткие карикатуры?

Но если карикатура высмеивает недостатки, то дружеский шарж по-доброму рассказывает о человеке. Однако, границы портрета-шаржа-карикатуры – вопрос спорный, считает Елена Кунах.

“Принято думать, что шарж – это набросок, это две линии и все. Поэтому о моих работах говорят, что это все же скорее портрет Я заняла свою нишу, ведь шарж – это во многом гротеск, а как показывает практика далеко не каждый готов принять изображение себя в преувеличенной форме”.

Напротив, к художнице часто обращаются как к «пластическому хирургу» – не рисуйте мои скулы, не рисуйте мой нос, вот здесь подправьте… И приходится разрываться между правдой жизни и стремлением, чтобы портрет понравился.

Бывало и такое: человек поначалу не принимает себя на портрете, особенно те, кто критически относятся к себе, а потом, спустя время, работу Елены Кунах можно увидеть в рамочке в его кабинете. А порой полюбившие художницу клиенты приглашают ее не раз и не два, и тогда интересно посмотреть, как год от года меняются на портретах люди.

“Шарж – это как выстрел: попал или не попал, – констатирует Елена. – С одной стороны, ты не имеешь права на ошибку, а с другой –  даже фотоаппарат может промахнуться. Но я не из тех, кто рвет свои картины”.

Есть у Елены и другие увлечения: в молодости любила ходить в походы с альпклубом –чувствовала, что буквально задыхается, если на выходные приходилось оставаться в городе, сейчас же больше причисляет себя к домоседам. Любит заниматься йогой, огородничать – говорит, своя травка-муравка вкуснее, чем магазинная. Но главное увлечение и творение – годовалый сын, который, похоже, станет третьим поколением художников: с азартом рисует обеими руками, эмоционально осваивает пластилин, тесто для лепки, ведь творчество присутствует в каждом человеке, убеждена его мама.

Exit mobile version