Феи ровных крестиков. В Магнитогорской картинной галерее открылась выставка «Волшебное рукоделие»

Манитогорск. Уже в седьмой раз главная выставочная площадка города совместно с багетной мастерской проводит ежегодную выставку творческих работ, однако зрительский интерес не снижается.

Нитяная живопись

Приветствуя участников и гостей экспозиции, директор Магнитогорской картинной галереи Юлия Кривошапко напомнила, что обычно эту экспозицию проводят в марте, однако, учитывая ее востребованность, в этом году решили открыть пораньше.

«Каждый год мы думаем, чем же удивят нас на этот раз мастера? Вроде уже и удивить ничем нельзя, но появляются новые авторы, новые техники, материалы. И это дает осознание того, что мастера идут вперед, совершенствуют свое мастерство и каждый раз стремятся поделиться всем тем прекрасным, что сотворили, с жителями и гостями Магнитогорска», – поблагодарила рукодельниц директор МКГ.

В этот раз свои творения представили более 90 мастериц, здесь можно увидеть как традиционную вышивку крестиком, так и набирающую популярность алмазную мозаику, вышивку лентами, гладью, бисером, оригинальные работы из текстиля, роспись по дереву, изонить. Единственное ограничение, которое установили организаторы – не больше четырех работ от автора, но оно стало залогом качества и уровня мастерства.

Поражают терпение и скрупулезность мастериц, ведь порой из-под их иглы выходят полотна, по тонкости проработки вполне сравнимые с живописными – отойди на метр, и не различишь, мазки ли это краски или тончайшее переплетение множества нитей сотен оттенков.

Среди участников есть новички, а есть и те, кто из раза в раз приносит на экспозицию все новые творения – это чувствуется по уровню техники исполнения работы, по тем самым «ровным крестикам», которых желают друг другу вышивальщицы и достичь которых не так просто, как кажется.

«Оценивать мастерство трудно, – отмечает представитель багетной мастерской Татьяна Карпова, через чьи руки прошло большинство представленных экспонатов. – Ведь кто-то только вчера увлекся вышивкой, а кто-то уже 10 лет вышивает, я мастериц никогда не сравниваю, потому что здесь у каждого душа вложена, старание».

В выставочном «платье»

Однако последний крестик – еще не конец работы, немаловажно ее оформить должным образом. Как человек выглядит по-разному без одежды, в домашнем или в праздничном платье, так и каждая картина: выбранное обрамление может как показать творение в выигрышном свете, так и полностью разрушить впечатление. Когда Татьяна подбирает раму для картины, обязательно смотрит на реакцию ее автора. Бывает даже, что пришла одна мастерица и, казалось бы, удачно подобрано оформление работы, а вторая принесла вышивку по той же схеме – и отвергнет эту идею наотрез, приходится сочинять заново.

Думаю, и сами участницы, пройдя по залу МКГ, смогли определить свое «место в истории искусства» и поставить новые цели. Для кого-то «Волшебное рукоделие» – это «обмен творческими энергиями», а для кого-то возможность посмотреть, как выглядит вживую вышивка, на схему которой смотрела с вдохновением, способ напитаться новыми идеями.

Если в прошлом году в тренде были шедевры мастеров живописи, воспроизведенные в крестике, то мастерицы нынешней экспозиции больше тяготеют к декоративности – натюрморты, пейзажи, много икон – вышитых крестом или с бисерным окладом.

Проходя по залу, то и дело слышишь: «Смотри, какие кони, прямо летят! И я хочу таких теперь!» ‒ «А это просто шедевр! Такое мне не повторить! Тут работы года на три!»

И действительно, некоторые работы приводят в восхищение объемом вложенного труда, к примеру, поистине гигантская «Сикстинская мадонна», вышитая Надеждой Заикиной. Потрясают работы Лидии Солодовниковой, сделанные в технике лоскутной мозаики, – в них присутствует уникальный авторский стиль, удивительное чувство цвета и тонкое чутье в подборе материалов, способных передать фактуру лепестка тюльпана, птичьих перьев, коры дерева или искристого снега – тончайшие, как чешуйки слюды, кусочки ткани кажутся единым живописным полотном.

Необычна объемная живопись Людмилы Егоровой из окрашенной штукатурки. Очень выигрышно смотрится вышивка гладью Веры Афанасьевой, особенно интересна объемная вышивка, где для достижения эффекта некоторые элементы картины подбиты снизу ватой. Эти работы сразу бросаются в глаза, но не умаляют трудолюбия других авторов.

200 игл

По традиции на протяжении всей работы выставки будет проведен конкурс зрительских симпатий, а результаты объявят в последний день работы в группе картинной галереи в социальной сети «ВКонтакте»: https://vk.com/mkgalleru. В прошлом году его победительницей стала Лариса ЗАРЯ, чья вышивка «Каштан у пруда» поразила всех своей проработанностью и удивительным сходством с оригиналом – картиной датского живописца начала ХХ века. В этот раз ее розы в стеклянной вазе, думаю, произведут не меньший фурор.

Эти картины – результат работы дизайнера. Изображение прогоняют через специальную программу, которая раскладывает его на схему для вышивки, а потом уже вручную доводят до ума, выравнивая цвета и убирая одиночные крестики. Как рассказывает мастерица, можно приобрести готовый набор с нитками и канвой или просто схему, к которой самостоятельно подобрать нити по специальному «ключу». Однако это удовольствие весьма недешевое, особенно если брать нитки известных фирм – только на них может уйти до 6000 рублей. Как правило, картины эти не продаются – сложно выручить сумму, равную себестоимости материалов и вложенного труда. Маленькие работы раздариваю, а большие пополняют личную коллекцию.

Для натюрморта с розами потребовались нитки 200 цветов – 100 чистых цветов и 100 блендов, когда смешиваются нити двух оттенков – так удается добиться плавных переходов оттенков и большей реалистичности, специальный вышивальный станок, на который натягивается канва, и год работы.

«Самое главное – организация процесса, – отмечает Лариса. – Я было начала работать одной иглой, каждый раз переставляя нити, но поняла, что так процесс замедлится. Когда пришла в рукодельный магазин покупать 200 иголок, на меня смотрели с удивлением, но это помогло ускорить работу. Я не сижу за станком подолгу, это вредно, ставлю будильник на 30-40 минут – ведь не зря школьный урок такой протяженности – а потом начинаю двигаться, много хожу по городу и за город езжу».

Впрочем, за этот год Ларисе удалось между делом вышить несколько, как она называет, «отдыхалочек» – более простых работ, где результат появится куда быстрее.

Как отметила куратор выставки Ирина Терещенко, в этом году отмечается тенденция к росту количества участниц старшего возраста. В творчестве они черпают свое вдохновение и обретают цель жизни.

Наша читательница Лидия Кирильчева – постоянная участница «Волшебного рукоделия» с самой первой экспозиции, на этот раз представила на выставку натюрморт с сиренью и картину со сценкой из жизни старинной дворянской усадьбы, выполненные за прошлый год. Дома у нее около 60 вышитых картин, а кроме этого Кирильчева увлекается бисером: создает цветы, миниатюрные бисерные бонсаи. Благо на пенсии, что позволяет посвящать все свое время этому увлечению. Эта экспозиция принесла Лидии новое вдохновение – теперь планирует вышить бисером фото сына и внучки.

Зарядиться творческой энергией можете и вы, экспозиция будет работать до 21 марта.

Exit mobile version