Лечиться нам надо, товарищи…

Европейскую неделю местной демократии в Магнитогорске отметили «круглым столом»
В филиале Российской академии народного хозяйства 
и государственной службы при президенте РФ собрались кандидаты наук, профессора, чиновники, студенты, православные отцы и имам-мухтасиб, чтобы обсудить актуальную 
для минувшей недели тему – «Толерантность как фактор стабильности современного общества».
Своеобразным лейтмотивом мероприятия стало выражение Вольтера: «Я не согласен с тем, что вы говорите, но буду до последней капли крови защищать ваше право высказать вашу собственную точку зрения».
Что такое толерантность, выразил в своем приветственном слове доктор филологических наук, директор филиала профессор Василий Петров. Латинское «tolerantia» обозначает терпение, выносливость. Сегодня толерантность воспринимается как терпимость, снисходительное уважение к иным идеям, чуждым взглядам. Именно толерантное отношение обеспечивает единство и взаимопонимание между людьми. 
Наверное, всякий знает в общих чертах, что такое быть толерантным. Но у каждого из нас понимание толерантности разное: как вежливо и правильно вести себя с другими людьми, как реагировать на хамство, какая политика правильная, а какая нет, что смешно, а что пошло. Нередко наше мнение радикально противоположно мнению других людей, и принять чужую позицию порой очень сложно. 
– Это результат долгой и трудной работы над собой, – говорили выступающие на «круглом столе» и пытались найти золотую середину шкалы человеческой терпимости к инакомыслию других. Они пытались развести понятия «терпимость» и «равнодушие», «понимание» и «неприятие». Оказалось, что даже для людей, которые глубоко изучают эту тему, не все так просто. Как, к примеру, можно терпимо относиться к тем, кто убивает других людей, жестоко обращается с животными, пакостит в подъездах, дворах? Как можно быть толерантным к педофилам или маньякам? 
Показательным примером трудности задачи для тех, кто продвигает толерантность в массы, стала скандальная акция «Пуси Райот» в храме Христа Спасителя. Как относиться к этой выходке? Оказывается, и здесь не может быть однозначного мнения. Приводились примеры высказываний известных личностей о недопустимости подобных акций, оскорбляющих чувства других людей, а также мнения юристов и других известных людей, не видящих в данном поступке уголовного и вообще какого бы то ни было преступления. 
Так все же казнить или миловать? Осудить или отнестись с пониманием к разнузданному способу самовыражения, ориентируясь на права человека? В каком случае мы можем быть толерантными к другим людям, а в каком это недопустимо? Как в таком случае воспринимать слова Вольтера, которые взяты за своеобразный образец новой социокультурной парадигмы? Ищите ответы в себе – к этому сводились мнения присутствующих. 
Оказалось, что за «круглым столом», где собралось столько умных людей, чтобы поговорить о терпимости, нельзя выработать какого-то решения, стандарта толерантного поведения. До сих пор попытки дать универсальное научное определение понятию «толерантность» в отечественной и зарубежной психологии, этике, политике, теологии, философии не увенчались успехом. А поскольку пониманий толерантности множество, в случае чего всегда можно указать оппоненту на неправильную ее интерпретацию, что, в общем-то, и происходило на «круглом столе». И все же встреча должна была дать каждому присутствующему возможность поискать ответы в первую очередь в самих себе. 
Ну, уж если высокие умы «плавали» в понятиях, то для большинст-ва они вообще размыты, что и было продемонстрировано в их высказываниях. К примеру, в выступлении отец Андрей осудил мнение одного из магнитогорских СМИ, которое со своих позиций, а не так, как хотелось бы церковнику, осветило последний скандал с выступлениями «Пуси Райот». Ситуацию нетолерантного высказывания «коллеги» исправил имам-мухтасиб соборной мечети Ульфат Шакиров, который подчеркнул, что «сегодня всему нашему обществу нужно лечиться в плане богобоязненности и нравственности», учиться быть в первую очередь терпимыми к другим. Именно на этом строит свое понимание светского понятия «толерантность» мусульманский священник. 
Несмотря на споры и дискуссии, заведующий кафедрой естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплин кандидат философских наук, доцент Дмитрий Яковлев все же попытался дать свой рецепт толерантного поведения: 
– Прежде всего нам требуется перестать быть надзирателями, которые стремятся навести порядок в чужих умах. Другие люди не обязаны плясать под нашу дудку. Нужно просто жить по своим принципам  и уважать других, дать окружающим жить по-своему. Человек, который уважает людей, признает их права – этот человек и является толерантным. Но при этом нужно уважать и принимать и собственные ценности, желания и смыслы. Такое принятие дает человеку умение сдерживать напряжение. Но если человек просто примиряется с конфликтом, это – бездеятельность или смирение в ущерб своим идеалам или стандартам. Толерантный человек не допускает посягательства на свои права и достоинство и требует уважения к себе. Здесь главный критерий – мера.
Говорили также на «круглом столе» о толерантности в межнациональных отношениях, в молодежной культуре. Не прошли мимо межконфессиональной толерантности в системе человеческих ценностей. 
Подобный «круглый стол» проводится впервые, но участники собрания выразили мнение, что подобные обсуждения должны стать доброй традицией.
Exit mobile version