Поэзия рока

«Сурганова и оркестр» презентовали суровому Магнитогорску «Редкий концерт»

О «редком» концерте «Сургановой и оркестра» Магнитка узнала еще за несколько месяцев до, собственно, самого концерта. 
Реклама дала свои плоды – зал Дворца культуры металлургов имени Орджоникидзе в минувший вторник был заполнен почти под завязку. Первое, что он услышал – инструментал, в котором через какое-то время начали различаться нотки «Песенки крокодила Гены» Шаинского. Этот музыкальный реверанс, оказывается, был адресован директору коллектива, у которой во вторник случился день рождения. Следующим моментом в концерте, естественно, был вопрос – почему концерт-то, как заявлено в афише, «редкий»?
– Сегодня прозвучат песни, – поведала Светлана Сурганова зрителям, – которые мы очень редко играем, о которых немного забыли, а некоторые и вовсе сыграем по-новому.
Но начинает она без оркестра и без песен. Начинает со стихотворений Марины Цветаевой, которой в начале октября отметили сто двадцать лет. Цветаевские стихи сменяют строчки из Гумилева, Ахматовой, Мандельштама… Читает с каким-то надрывом, который, наверное, был свойственен тому – недолгому – Серебряному веку.
Литературный блок сменяется музыкальным. В нем Сурганова рискнула стихотворения Лорки, Хименеса, Беранже  «смешать» со звуками своего оркестра. А в руках Светланы вместо книги – то гитара, то скрипка.
Третий блок – наивные детские песенки, которые рокерша придумала давным-давно и долгое время, по ее словам, ей было стыдно их исполнять. Но раз уж концерт «редкий», то в этот раз стыдиться своего раннего творчества Сурганова не собирается. Отыгрывает «детство» она без своих музыкантов.
Следующий блок – это те песни, которые «Сурганова и оркестр» записывали нынешним летом. Композиции, по сути, еще не обкатанные, но некоторые из них прочно сидят на верхних строчках «чартовой дюжины» «Нашего радио», о чем певица не преминула напомнить зрителям в виде просьбы-наказа: не забывайте голосовать за меня!
Исполнила она также песню Бориса Гребенщикова «Еще один раз», записанную специально для «аквариумовского» трибьюта, посвященного четырехсотлетию со дня основания питерской группы (посвященный народ в курсе этих четырех столетий).
А последний блок – проверенные временем хиты, такие, как «Далеко», «Корабли», «Весна», «Золотое пятно» и «Мураками».
Зрители после концерта не спешили по домам. Передав охране билеты для автографов, ждали, когда же Сурганова оставит на них заветный росчерк.
После раздачи автографов настал черед прессы. Сам разговор с журналистами проходил в небольшой гримерке – Светлана сидела на диване, черный концертный прикид сменив на мешковатые штаны в клетку, пятнистую футболку да жилет.
– «Редкий» концерт – это первый наш такой эксперимент, – рассказала певица. – Мы в этой программе позволили себе то, что ни разу не позволяли. Она получилась эклектичная, по диапазону очень широкая – от самых тихих сокровенных и поэтических моментов до беспредела. Палитра шумовая, звуковая, широкая. Я надеюсь, что она разнообразна и по эмоциональному колориту. Мне кажется, что эта программа интересна и для взрослых, и для молодых.
– На прошлом концерте вы читали только «Бабочку» Бродского, а сегодня уже намного больше поэзии…
– Бродский – это от окраины к центру. Цветаева, да, у меня, так скажем, акцент на этом поэте – мои вечные воспоминания, переживания. И, конечно, мимо юбилея поэта не могла пройти, позволила себе почитать ее со сцены. В Омске мне молодая женщина-филолог сказала по поводу стихов: «Вы, пожалуйста, продолжайте читать. Вы как будто меняете «точку сборки» человека. Песня, музыка – это все понятно, а вот стихи слушать – надо что-то в себе поменять». Это мне придало уверенности. Я впадаю в то состояние и время, когда это было написано. Переключаюсь и ощущаю те эмоции. Иногда вылетаю из текста, потому что ухожу в стародавние времена, откуда трудно вернутся в одночасье. Просто механически петь – мне это не интересно. Если ты уж поешь, то даришь эмоции и людям, и себе, конечно. Это взаимно.
– Насколько сложно наложить музыку на стихи по-этов Серебряного века?
– Все это само рождается. Это совершенно внезапное наваждение – стихи приходят в какой-то нужный момент, я получаю толчок. В одночасье, например, родилась песня 
«Я теряю тебя» на стихи Киры Леевой. Звучит или не звучит – здесь ничего вымученного нет. Как правило, это – раз! – и начинает играть в тебе.
– Если сравнить Магнитогорск в прошлый ваш приезд и нынешний – есть отличия?
– Магнитогорск в прошлый раз оставил у меня «незабываемые» воспоминания: только мы отыграли последний аккорд, народ весь встал и ушел. Мы были шокированы такой прямо солдатской дисциплинированностью. Вот это город, вот это да! Сурово…
Exit mobile version