Почём нынче культура?

Очередное заседание представителей местной общественной палаты 
состоялось в интерьере малого зала Магнитогорского театра оперы и балета
Адрес выездного заседания выбран был не случайно. Общественники обсуждали современную проблематику культурной сферы города. Экспресс-анализ показал, 
что в финансовом эквиваленте состояние этой самой сферы отнюдь 
не плохое. Оно просто плачевное…
Между нами говоря, вообще нынешняя отечественная культура в целом чем-то напоминает такую очень интересную даму: все хвалят, но никто замуж не берет. Вот и доклад начальника управления культуры городской администрации Александра Логинова был наводнен благостными, лестными примерами. Магнитогорские исполнители то и дело одерживают победы на общероссийском уровне, привозят престижные призы из ближнего и дальнего зарубежья. И это правда, есть чем гордиться. Но вот наша третья музыкальная школа, которая воспитывает своих учеников повыше европейского стандарта, почему-то в будущем году ждет закрытия. Нынче она «кует таланты» в помещении, которое прежде было «не то складом, не то конюшней». И денег на спасение этой музыкальной кузницы нету. 
Бесспорно высок уровень подготовки кадров и Магнитогорской консерватории. Но вот только что ожидает выпускника? К примеру, на службе в театре оперы и балета он будет зарабатывать… Стыдно цифру озвучивать. За такую зарплату вряд ли захочется взяться за вокал, за танец или за инструмент – разве что за «шаги за сценой». А где-нибудь, к примеру, в Омской филармонии, где знают об уровне подготовки магнитогорской консерватории, предложат нашему выпускнику гарантированный «тридцатчик в месяц», квартиру и «твердую концертную афишу» на год с завидным репертуаром – куда денется наш кадр? И ежику понятно, что наш кадр, не раздумывая, «уйдет за кадр».
Та же ситуация в городских музыкальных учреждениях и с состоянием материальной базы. Образно выражаясь, невозможно научить человека прилично играть на виолончели, давая ему в руки балалайку. Средств для приобретения хороших инструментов не хватает категорически. К примеру, сколько по-вашему стоит достойный концертный баян? Да сущие «пустяки» – полмиллиона рублей. И это если обыкновенный вариант. А если так называемая выборная система – в разы больше. А приличные клавиши (рояль) – пару миллионов и больше. А денег нет – нет денег. И в таких прискорбных обстоятельствах готовить высокопрофессионального исполнителя едва ли не авантюра – все равно что заставлять музыканта исполнять Первый концерт для фортепиано с оркестром Чайковского на деревянных столовых ложках, расписанных под хохлому.  
Скажут: знакомая песня, но только она не магнитогорская, а общероссийская. Правильно, так оно, к сожалению, и есть. Сколько бюджетных денег следует тратить «на культуру»? Последнее время из федерального бюджета ежегодно выделялось порядка 90 млрд. рублей. Много это или мало? Бывший министр культуры Авдеев считал, что и этого мало, «культурный» бюджет надо как минимум удвоить. А вот Минфин в недавно опубликованных «Основных направлениях бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» поставил точку в этой дискуссии на ближайшие два года: расходы федерального бюджета по разделу «Культура» в 2013-2014 годах будут сокращаться – «занавес, аплодисменты». 
Словом, денег на культуру традиционно не хватает. Развитой социализм не больно-то жаловал культуру рублем. Ну а нынешний наш посконный российский капитализм попросту ее добивает. Какие культурные инициативы и в каком объеме нужно поддерживать в первую очередь? И кто и как это должен делать? Монополия государства грозит подменой культуры идеологией. Монополия бизнеса может обернуться однобоким «рыночным» вариантом попсы и самой тошнотворной «загламуренности». Как избежать всех этих рисков и при этом эффективно инвестировать в развитие культуры?
Мировая практика показывает, что культура не может существовать без дотаций со стороны общества. Необходимость инвестиций в развитие культуры встает перед всеми странами мира. И если в Европе и Америке бизнес наряду с государст-вом берет на себя активное финансовое участие в решении этой проблемы, то в России традиция частной благотворительности пока только формируется. Как следствие государство и бизнес еще не до конца разделили друг с другом зоны компетенции в области культуры, что приводит к риску возникновения конфликтов. В разных культурах взаимоотношения меценатов и творческой части общества традиционно строились по-разному. Но идеального партнерства пока не удалось построить нигде. В наследство от предыдущих поколений нам досталось огромное число предрассудков, связанных с ролью благотворительности в развитии культуры. И если одни считают, что настоящий художник должен быть голодным и независимым, то другие уверены, что общество, в том числе бизнес, просто обязано содержать производителей культурных ценностей.
Впрочем, наши общественники настроены весьма решительно. По словам главы магнитогорского корпуса ОП Валентина Романова, чем неблагоприятнее сложившийся социальный климат, тем активнее надо использовать все, даже малейшие возможности. И в этом отношении пора взяться за деликатное и вместе с тем активное «воспитание» местных предпринимателей и в особенности бизнес-элиты. Меценатство и благотворительность для них должны стать главным вектором цивилизованной деятельности – на благо себе, на благо обществу. Просто необходимо вернуть и надежно закрепить былые традиции патроната, шефства над детскими садами, школами и учреждениями дополнительного образования. Что же касается заработной платы, то и здесь не место отчаянию. Необходимо методично и регулярно «барабанить» в двери властных кабинетов всех уровней – федерального, регионального и местного. В этом отношении остается пожелать нашим общественникам настойчивости, последовательности, упорства, упрямства и, если угодно, «положительной агрессии».
Exit mobile version