Магнитогорск. Новой работой известного художника театра и кино Вячеслава Виданова станет сценография музыкальной драмы новосибирского композитора Андрея Кротова «А зори здесь тихие…», премьера которой состоится в Магнитогорском театре оперы и балета 23 и 24 марта.
Покой и не снится
Вячеслав Иванович впервые приехал в наш город в начале 1990-х из Душанбе в составе команды экспериментального театра «Полуостров», возглавляемого Валерием Ахадовым. Тот момент стал зарей новой эпохи в судьбе магнитогорской драмы, и на протяжении одного из самых славных десятилетий в истории театра Вячеслав Виданов был его главным художником.
Впоследствии Вячеслав Иванович выступил сценографом спектаклей во многих российских городах и даже во французском Руане, на протяжении нескольких десятилетий много работает как художник кино («Я обещала, я уйду», «Личная жизнь королевы», «Женщин обижать не рекомендуется», «Березка», «Сестренка» и другие фильмы и сериалы). В январе Вячеслав Виданов отметил 70-летие, но об отдыхе и покое не помышляет, поскольку уж очень нравится ему эта беспокойная жизнь.
С другими членами легендарной команды, будоражившей Магнитку 1990-х, – Валерием Ахадовым, Сайдо Курбановым − Вячеслав Иванович дружит по сей день. С Валерием Бакиевичем два года назад работал над спектаклем в Уфе. С Сайдо Бобоевичем, который ныне играет в севастопольском театре и иногда снимается в кино, они недавно вместе участвовали в работе над документальным фильмом о Валерии Ахадове – он в наступившем году отметит 75-летие. Под этот проект создатели получили грант от Министерства культуры РФ, материал о режиссере собирали, в том числе, в Магнитогорске. Фильм уже готов и в преддверии юбилея выйдет на экраны.
Магнитогорск. Вторая серия
В наш город Вячеслава Ивановича вернул после долгого отсутствия родной ему магнитогорский драмтеатр. В 2017 году Виданова пригласили ставить «Хануму» − один из ярких и незабываемых, в том числе и в части сценографии, спектаклей.
«С «Ханумой» все получилось случайно, − говорит Вячеслав Иванович. − Вопрос о выборе нового спектакля обсуждали в то время исполняющая обязанности директора Татьяна Никитенко, завтруппой Ирина Денискина и петербургский режиссер и хореограф Мария Большакова, которая ставила что-то в Магнитке. Большакова предложила несколько вариантов, среди которых была «Ханума», и это предложение всем понравилось».
Стали думать и над кандидатурой художника-постановщика. Главный художник драмтеатра Алексей ВОТЯКОВ был в тот момент загружен работой, решили позвать Вячеслава Виданова. Телефонный звонок из Магнитогорска раздался ночью.
«Это было неожиданно, − говорит Вячеслав Иванович. − Я сказал, что категорически не работаю с женщинами-режиссерами, потому что у меня был печальный опыт. Они стали меня уговаривать Меня, конечно, подкупило то, что меня снова зовут в Магнитку, и я могу еще раз приехать в родные стены и работать с людьми, с которыми когда-то работал… Я говорю: «Давайте я с ней встречусь в Питере. Бывают исключения, если что-то сойдется, значит, будем делать спектакль». Посмотрел сценарий, освежил свои впечатления о гениальной постановке БДТ и набросал эскизы. Мы встретились с Марией в Питере, я попросил ее рассказать, каким она видит спектакль, и она начала говорить об образном плане все то, что я нарисовал. Все сошлось, было понятно, что мы чувствуем и мыслим одинаково. После поставили с Марией еще один спектакль во Владимире».
В нынешнюю новогоднюю кампанию зрители магнитогорской драмы еще раз увидели сценографию Виданова – уже в «Денискиных рассказах» в постановке Константина Денискина.
«А зори здесь тихие…» по одноименной повести Бориса Васильева в постановке петербургского режиссера, дипломанта «Золотой Маски» Александра Лебедева станут третьим спектаклем Вячеслава Ивановича после его возвращения на магнитогорскую сцену. Когда-то он уже начинал ставить в нашей опере «Хованщину», но ей не суждено было увидеть свет из-за отъезда в Москву первого директора театра Александра Якупова. Есть и новые предложения магнитогорских театров и о работе.
Другой смысл жизни
Будучи главным художником русского драматического театра в Душанбе и воспользовавшись знакомством с тогдашним главным художником Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Александром Лушиным, Вячеслав Виданов напросился на стажировку в этот знаменитый театр. Когда вернулся в Душанбе, продолжил работать в русской драме, но поставил несколько балетов и опер и в Душанбинском театре оперы и балета и даже в течение года был его главным художником. Поэтому музыкальные спектакли – это тоже родная для него стихия.
«В драматическом спектакле все-таки исходишь, прежде всего, из бытовой реальности, потом ищешь какую-то стилизацию, эквивалент уже более условный, − говорит Вячеслав Иванович. − В «Чайке» магнитогорского драмтеатра были пять стульев на сцене, эквивалент условности, но плясали-то мы от бытовой стороны, от реальных стульев. В оперном театре, конечно, условности больше, потому что стилистику определяет, прежде всего, музыкальный материал. В драме музыка вторична, а здесь она главенствует, музыкальный строй определяет визуальный образ спектакля. Конечно, бытовые элементы вносятся, но они тут достаточно условны».
В «А зори здесь тихие…» за основу образной концепции спектакля я взял озеро, которое превращается потом в звездное небо, отражая его и сливаясь с ним. На сцене будет гигантский станок в виде озера и дорога – то ли дорога вокруг озера, то ли дорога жизни. Будет минимум бытовых деталей, мы только в первом акте обозначаем эту сторону жизни землянкой, а потом действие переходит в войну, некую иную жизнь, иной мир, где соприкасаются жизнь со смертью. А когда человек живет на грани смерти, жизнь приобретает другой смысл, высокий, поэтому и в спектакле хотелось предельно уйти от быта. Есть предложение даже сделать какие-то номера, где образ фашиста решен как образ некой силы зла. У меня ощущение, что у нас получится хороший спектакль.
Дети спасут мир
Работу в театре и кино совмещать нелегко, признается Вячеслав Виданов, но свою жизнь, полную ярких красок и сотворчества с замечательными режиссерами, артистами и операторами, ни на какую другую променять не готов. Хотя иногда приходится непросто. Во время съемок сериала «Березка» Виданову и его команде, например, пришлось за сутки «изображать» аэропорт Шереметьево в фойе спорткомплекса ЦСКА.
Последней работой Вячеслава Виданова, вышедшей на экраны, стал нашумевший фильм «Сестренка» режиссера Александра Галибина. В судьбе картины Вячеслав Иванович участвовал не только как художник.
«Я прочитал повесть Мустая Карима «Радость нашего дома» и увидел, что по ней можно снять хороший фильм, − рассказывает Вячеслав Виданов. − В повести во время Великой Отечественной войны украинскую девочку спасает башкирский солдат, и она становится родной в башкирской деревне. Здесь не просто тема дружбы народов, а идея, что дети спасают мир − она как-то резанула по сердцу в связи с украинскими событиями. И к столетию Мустая Карима, которое отмечали в 2019 году, мы поставили фильм «Сестренка» по его повести.
Но я вместе с продюсерами бился за него пять лет. Мы каждый год подавали заявку на господдержку. Заявка не проходила, на следующий год мы меняли режиссера, переделывали сценарий и снова подавали ее. А потом кинокомпания прекратила существование, и материал попал в другую – «Мотор Фильм Студия», режиссером проекта стал Александр Галибин, под его имя предоставили господдержку и все начало крутиться.
Фильм снимали в Башкирии. Я долго искал место, где могло происходить его действие. Нашли мы его недалеко от поселка Инзер в деревушке Новохасаново на берегу реки. Там я построил декорации – деревенские дома и другие строения. По сути, почти все сооружения, что есть в фильме – это декорации. Украинская деревня в начале картины и даже вагон. Работа была большая, интересная.
Дети в фильме снимались замечательные. Мы чудом нашли главного героя, кастинг в Башкирии был колоссальным. Мальчик должен был разговаривать чисто на башкирском языке, а это проблема. Девять месяцев искали этого мальчика, Арслана Крымчурина, ему шесть лет исполнилось на съемочной площадке».
Благодаря своей удивительной органике новичок Арслан переиграл даже российскую кинозвездочку Марту Тимофееву, у которой за плечами немалый опыт работы в кино, считает Вячеслав Иванович.
«У него такие реакции – такое сыграть невозможно и придумать, и даже задачу такую поставить невозможно, − уверен он. – К тому же мальчик очень талантлив, пишет стихи.
Премьера фильма «Сестренка» состоялась нынешней осенью, картина уже набрала высокий рейтинг. Ее прокатом занималась компания «Уолт Дисней». После премьеры «Сестренки» в Башкирии президент РБ распорядился организовать показы фильма во всех школах республики. Для башкирских зрителей особенно важно, что в картине звучит башкирская речь – поддержку проекту оказал Фонд Мустая Карима».
«Сестренка» уже приняла участие во многих кинофестивалях – конкурсные показы состоялись в Москве, Санкт-Петербурге, Плёсе, Ялте, Светлогорске, Выборге, Волоколамске, Смоленске, Великом Новгороде, Тюмени, Владимире, Туапсе, спецпоказы прошли в Лондоне, Брюсселе и Вене. Среди прочих наград фильм получил Гран-при IV Ялтинского Международного кинофестиваля «Евразийский мост», приз как лучший полнометражный игровой фильм VI Международного фестиваля детского и семейного кино «Ноль Плюс», признан лучшим фильмом для детей на кинофестивале имени Алексея Баталова «Журавли», награжден Гран-при кинофестиваля «Лучезарный ангел». Наградами отмечены режиссер и оператор картины.
«Буквально вчера мне Саша Галибин прислал новый сценарий, я его еще не успел прочитать, он тоже про детей», − поделился хорошей новостью Вячеслав Виданов.
Значит ли это, что нам можно надеяться на возрождение детского кино в России? В интервью порталу Международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный ангел» (luchangela.ru) Александр Галибин отметил:
«Мне очень важно в детском кино (я этим занимаюсь и буду продолжать заниматься) сохранить ту ноту, которая была, когда был жив Ролан Антонович Быков, державший ее. Она в том, что маленький человек не становится предметом амбиций режиссера. Сейчас в большинстве картин маленький человек не является самим собой, личностью. Мне важно, чтобы он нес в мир что-то свое через тот материал, который предлагается ему, чтобы он открывался как можно больше. …У меня есть желание сделать что-то связанное с войной, но, может быть, не так, как я это делал раньше, открыть какие-то новые вещи. А сейчас – да, я буду снимать современную историю, но она тоже связана с детьми».