Собака бывает кусачей… Бродячие стаи пугают магнитогорцев

Магнитогорск. Как поётся в известной песне Никитиных: «Собака бывает кусачей только от жизни собачьей…».

Песня шутливая, однако в последнее время магнитогорцам не до шуток: сообщениями о стаях бродячих псов ежедневно пестрят соцсети.

О том, насколько эта проблема значима и как ее решать, мы поговорили с учредителем АНО помощи животным «Маленькая жизнь», ветеринарным врачом Анной Гонтаренко.

“Основная проблема бездомных животных – это момент их появления на улице, и это на 100 процентов – ответственность людей, – считает  Анна. – Чаще всего кто-то берет щеночка и, не справившись, находит самый легкий путь – оставить его на улице. Потом собаки, естественно, размножаются. Мы работаем над всем комплексом проблем, у нас сейчас параллельно работают несколько проектов”.

Один из них – социально-ветеринарная клиника как профилактика бездомности животных. Часто питомцев заводят малоимущие люди, пенсионеры, желая, чтобы кто-то был с ними рядом, поддерживал. При этом они не всегда справляются финансово с той же стерилизацией, с лечением питомца, поэтому в клинике есть система скидок для всех категорий льготников при условии обязательной стерилизации животного, чтобы оно не плодило никому не нужного потомства.

После стерилизации и ветобработки волонтеры стараются по возможности пристроить найденных кошек и собак в добрые руки, однако добрых рук на всех не хватает. Животных огромное количество, об этом можно судить по фотографиям на страницах группы «Маленькой жизни», с которых смотрят преданными и умными глазами кошки и собки. С каждым новым владельцем заключается договор, согласно которому тот обязан питомца содержать, а если возникли какие-то проблемы – не отправлять за дверь, а возвратить куратору.

Те животные, что в положенный срок не обрели хозяина, как и предписывает законодатель, вновь выпускаются «на прежние места их обитания».

“Они стерилизованы, чипированы, вакцинированы и когда живут на улице, они представляют уже меньшие риски, − заверяет Анна. – Не только в размножении, это касается и вероятности нападения на людей. Как отмечают кинологи, психологи, 90 процентов нападений связаны с домашними питомцами, поскольку мы не всегда корректно ведем себя с ними. Если взять всю статистику, дикие стаи нападают достаточно редко, в основном они опасаются людей. Чаще всего такие действия связаны с провокациями: когда «собачьи свадьбы» бегают, они вообще ничего не замечают, но если люди начинают к ним лезть, пытаются отогнать, не понимая, что собаки «на тестостероне» (половой гормон, – ред.) и они не совсем адекватны, могут кинуться. Когда собаки стерилизованы, мы уже исключаем эти «свадьбы».

Сейчас в законодательстве РФ происходит плавный переходный период, который должен подтолкнуть людей к мысли, что чипирование животных – это не страшно, и все эти мероприятия ведут не к созданию новых «налогов на лапы и хвосты», а к цивилизованному существованию братьев наших меньших.

Большинство стран, где отсутствует проблема с бродячими животными, уже прошли через процесс, в который только вступает сейчас Россия. При этом существенным моментом стало решение вопроса на законодательном уровне: стопроцентный учет всех животных, чипирование и серьезные штрафы для хозяина за то, что отправил питомца «на вольные хлеба». Только в этом случае формируется надзор за данной сферой.

Первым этапом становилась массовая стерилизация животных, чтобы уже в следующем поколении их численность была ограничена разумными пределами. При этом, как отмечает Анна Гонтаренко, отстрел бродячих псов ни одной стране не помог. По закону природы, когда популяция сокращается, а кормовая база остается той же самой, происходит бум рождаемости: оставшиеся собаки начнут рождать не по пять, а по 15 щенков, это подтверждает практика.

Известные нам по западным фильмам приюты для животных, куда кошку или собаку помещают единожды и где она доживает до обретения новых хозяев или своей естественной кончины, при условии огромного количества бездомных животных в России, к сожалению, нереальны. К примеру, в Челябинске есть четыре социальных приюта для животных, однако диких собачьих стай тоже бегает немало.

В российских реалиях животных стерилизуют, вакцинируют, после чего они проходят реабилитационный период и, если не найдется хозяин, возвращаются в прежнюю среду. Каждое животное имеет электронный чип, и на сканирующем устройстве можно будет увидеть, прошло ли оно стерилизацию, ветобработку, прививки, и другую информацию.

“Я с глубоким уважением отношусь к адресной помощи, однако моя задача более глобальна, − говорит Анна. – Мы занимаемся каждым конкретным животным, но это не решает ситуации в целом. Для меня важнее стерилизовать как можно больше животных, чтобы они не успевали расплодиться, и таким образом популяция будет естественным образом сокращаться”.

В конце 2017 года НО «Маленькая жизнь» получила президентский грант размером почти в три миллиона рублей для организации необходимого Магнитогорску приюта для бездомных животных. На выделенные средства был подготовлен выделенный администрацией города участок для строительства приюта – убраны заросли, выровнен и укреплен грунт, установлен забор и сделана дорога. Пока за неимением достаточного количества средств работа на этом прекратилась, однако планы продолжить ее есть.

Параллельно организация проводит в школах и библиотеках города проекты «Уроки доброты», «Чтение с собаками», которые направлены не только на прививание принципов гуманного обращения с животными, но и милосердия в целом.

А как у них

Проекты по созданию приютов для животных – это всегда консенсус. Только муниципальным этот проект быть не может, и только частным, без поддержки властей – тоже.

В свое время Анна Гонтаренко имела возможность побывать в приюте для животных в Питтсбурге (США). Это энергоэффективное здание, при котором работает отлично укомплектованная ветеринарная клиника. Приют никогда не бывает наполнен под завязку, у каждого животного есть две комнатки: для проживания и для отправления естественных нужд (здесь работает вытяжная вентиляция, поэтому совсем нет запаха). И в самом городе всех животных выгуливают на поводке, выпустить побегать их можно только на специально отведенных местах в парках. Все животные 100-процентно учтены, клиники следят за своевременностью прививок

В России хороший опыт есть в Нижнем Новгороде и некоторых других городах.

Если вы столкнулись со стаей бродячих животных, необходимо обратиться в управление охраны окружающей среды и экологического контроля администрации города по телефонам: 26-03-95; 49-84-52. По заявкам граждан животных отлавливают и забирают на передержку. Отстреливать их на месте или травить ядами никто не имеет права, и если вы столкнулись с такой ситуацией, вы вправе обратиться в полицию или прокуратуру.

Как переменится жизнь животных в России с 1 января 2020 года

Тем временем

В Самарской области официально разрешено охотиться на диких собак

В Самарской области планируют сократить численность диких собак. Об этом сообщили представители регионального департамента охоты и рыболовства.

Как сообщают местные СМИ, стаи бродячих животных стали причиной сокращения популяции косуль в регионе. Количество нападений в 2019 году стало рекордным. Как считают чиновники, это связано с обильными снегопадами зимой 2019 года. Из-за высокого снежного покрова в поисках пищи косули приближаются к населенным пунктам, где и становятся легкой добычей для стай. В прошлом году таким образом погибло около 40 животных.

“Дикие собаки входят в перечень охотничьих ресурсов. На них можно охотиться в те же даты, что и на пушных животных: с 20 марта по 20 мая и с 1 июня по 28 февраля”, − пояснили в департаменте.

Разрешения на отстрел диких собак получили егеря охотничьих хозяйств региона. Они могут делать это на основании своих лицензий на спортивно-любительскую охоту. Как считают чиновники, эта мера поможет сохранить популяцию не только косуль, но и других ценных животных.

Начальник управления охраны окружающей среды и экологического контроля Марина ЗИНУРОВА:

“Новые правовые нормы в отношении животных без владельцев и деятельности приютов для животных начинают действовать с 1 января 2020 года (в соответствии с федеральным законом об ответственном обращении с животными). Этим же законом субъекты Российской Федерации наделены полномочиями в принятии порядков деятельности приютов и регламентирования деятельности по обращению с животными без владельцев, а также полномочиями государственного надзора в области обращения с животными. В период с декабря и по настоящее время правовая база Челябинской области была разработана и законы приняты.

Переданные муниципалитету государственные полномочия мы осуществляем в рамках предоставленных средств либо имущества областного бюджета. Эти обязательства администрация города осуществляла и будет осуществлять путем заключения муниципальных контрактов, в которых будут прописаны обязательные условия в соответствии с законодательством.

Что принципиально изменится? В соответствии с новым законом предусмотрены мероприятия в отношении животных без владельца: их отлов, карантирование в течение 10 дней, вакцинирование, стерилизация и выпуск в прежнее место обитания. При этом животное будет иметь яркую неснимаемую метку на ухе, которая будет говорить о том, что с животным все эти манипуляции произведены и собака не агрессивна. То есть, если вы видите животное с биркой, не надо паниковать: оно не опасно. Сейчас есть волонтеры, которые курируют таких животных, или, к примеру, работники тех или иных предприятий, на территории которых живут эти собаки.

Ранее законодательство предусматривало условия возможности проведения умерщвления безнадзорных животных, среди которых были признаки агрессии, отказа от пищи и другие проявления несоциализированности животного, сейчас этого нет. Однако, безусловно, я не считаю, что выпускать собак обратно в окружающую среду – это гуманно по отношению к ним.

Обязательным условием заключаемых контрактов является работа по нахождению животным хозяев. В соответствии с законодательством приют для животных может находиться в пределах 500 километров от города, поэтому, возможно, подрядчик будет отлавливать, а потом увозить в приют за пределы города. На данный момент на муниципалитет законодательство не накладывает обязанность по созданию приютов, но я думаю, что наши городские зоозащитные организации могут пойти по пути создания частных учреждений.

Мы неоднократно обращались в Министерство сельского хозяйства с предложением создания межмуниципального государственного приюта для всего юга области в Магнитогорске либо вблизи города. Сейчас этот вопрос прорабатывается, по предварительным данным положительное решение принято, определяются участки, где он будет располагаться, но требуются существенные вложения. Тут без областной поддержки не обойтись.

Я смотрела опыт других регионов, где-то предоставляются субсидии НКО, зоозащитным организациям, которые вкладывают в создание приютов и потом часть затрат возмещают за счет областного бюджета. Такие механизмы в нашей области тоже могут рассматривать. Также никто не отменял механизмы благотворительности.

На данный момент завершен первый этап по урегулированию действий в отношении животных, но механизмы ответственности владельцев животных (в том числе в отношении нежелательного потомства) хоть и прописаны, но пока нет централизованного учета животных, мер административного воздействия, которые мы видим в европейских странах, где все жестко в этом плане. И пока у нас этого не будет, мы не решим вопрос: если поголовье бродячих животных будет постоянно пополняться, эффективность всех мероприятий под сомнением. От ответственности граждан тоже зависит очень много.

Те стаи, которые видят сейчас все чаще горожане и о которых они пишут в соцсетях – явление сезонное, так называемые «собачьи свадьбы». В целом же я бы не сказала, что ситуация ухудшилась в сравнении с прошлыми годами: количество поступающих обращений от граждан на том же уровне”.

Exit mobile version