Магнитогорск. В Магнитогорске прошли финальные испытания городских конкурсов «Педагог года-2020» и «Воспитатель года-2020».
Профессиональные состязания прошли в номинациях «Учитель школы», «Педагогический дебют», «Педагог дошкольного образования», «Учитель-дефектолог», «Классный руководитель», в каждой выступили пять финалистов. В рамках конкурсных испытаний состоялись мастер-классы, круглые столы, педагогическая мастерская «Мое педагогическое открытие», публичные выступления, дискуссия, защита программ деятельности, импровизированный конкурс «Диалог о воспитании».
Отвоевали номинацию
Номинация «Учитель-дефектолог» была представлена на конкурсе «Педагог года» впервые. Актуальность ее в условиях развития инклюзивного образования очевидна – конкурс способен придать мощный импульс профессиональному развитию педагогов. Тем более, в последнее время дефектологи принимали активное участие в испытаниях номинации «Педагог дошкольного образования» и показали хорошие результаты – Оксана Никульникова, победитель городского конкурса, вошла в пятерку лучших на областном конкурсе «Педагог года в дошкольном образовании-2019» и стала лучшей по мнению родительского жюри. Во всероссийском этапе конкурса «Воспитатель года России» Челябинскую область представила опять же дефектолог из Снежинска Екатерина Польская.
В номинации городского конкурса «Учитель-дефектолог» прошли мастер-классы и дискуссия по актуальным проблемам коррекционного и инклюзивного образования на современном этапе их развития.
О «конструктивном» подходе
Дефектолог центра развития ребенка детский сад №156 Инна Коврова избрала тему развития мышления средствами конструктивной деятельности. Используя триаду «цель – способы достижения – средства достижения», она сформулировала задачи для различных этапов обучения конструированию. И если на начальном ребята должны сооружать свои конструкции по образцу, то на последующих этапах обучения они могут сами изобретать средства и способы достижения поставленной цели, а также учиться целеполаганию, вместе с тем развивая творческие способности, воображение, нестандартное мышление, навыки работы в команде и многое другое. А конструировать можно не только используя стандартные наборы конструктора из магазина, но и из бумаги, спичек и других подручных материалов. Эта классическая образовательная технология, безусловно, может быть адаптирована к задачам инклюзивного образования.
Учитель-логопед центра развития ребенка детский сад №116 Зоя Шалопаева на мастер-классе «Составим речь по кирпичику или лего-технология как средство развития речи детей дошкольного возраста» говорила о проблеме речевого развития детей, которая в современных условиях дефицита общения приобрела большую остроту. Решать ее Зоя Павловна предложила посредством игры, создающей благоприятную эмоциональную ситуацию для общения.
Оказывается, деталями конструктора можно обозначить звуки речи – с их помощью легко составить схему звукового строя слова, провести его звуковой анализ, а также подбирать к предложенным схемам слова с похожим звуковым составом. А участники фокус-группы при помощи конструктора решали задачи закрепления знаний о предлогах, построения предложений и создания связного текста. Лего-технология применима даже к детям раннего возраста, в котором закладываются основы речевого развития. Вместо элементов конструктора можно применять кубики, мозаику и другие игровые наборы. Технология показала свою эффективность, поэтому Зоя Шалопаева с полным правом называет себя «волшебницей», которой удается «расколдовывать заколдованных детей».
Тренируя навык
Учитель-дефектолог детского сада №155 комбинированного вида Наталья Писарева представила свою методику работы над формированием различных навыков. Ее мастер-класс стал одой практическим навыкам, и даже участники фокус-группы, вообразив себя слесарями-сантехниками, занимались починкой водопроводных труб – кто-то при помощи сварочного аппарата, кто-то – при помощи хомутов и изоленты.
Предложенное Натальей Александровной «колесо навыков» позволяет оценить степень их сформированности – диагностика с выставлением оценок по десятибалльной шкале проводится трижды за учебный год, таким образом можно оценивать уровень знаний, развития памяти, внимания, воображения, мелкой моторики и другие показатели. Колесо навыков педагог может применять и к себе, регулярно подвергая ревизии собственный профессиональный багаж. Такой метод позволяет выявить «слабое звено» и своевременно начать работу над ним. Ряд упражнений по тренировке определенных навыков Наталья Писарева продемонстрировала на мастер-классе.
Учитель-логопед детского сада №167 Оксана Вагнер, как ее коллега Зоя Шалопаева, на деле доказала, что профессиональные задачи логопеда гораздо шире и многограннее, нежели просто исправление неправильного звукопроизношения. Сегодня, когда у детей нередко встречаются задержка речевого развития, развития фонематического слуха, творческого воображения, работа над речевыми навыками как никогда необходима. А поскольку речь непосредственно связана с мыслительными процессами, то для решения этих задач возможно использование приемов мнемотехники – у Оксаны Викторовны это мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы. В первых зашифрованы слова, во вторых «спрятаны» целые предложения, в третьих – тексты. Эта технология может быть адаптирована к возможностям детей с нарушениями развития речи и слуха.
Нарушить тишину
Одной из финалисток номинации стала учитель-дефектолог специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №3 Ирина Котельникова. Ирина Анатольевна – специалист редкой квалификации, учитель слуховой работы, ее деятельность связана с задачами развития речи у слабослышащих детей. В России сегодня есть проблема с подготовкой сурдопедагогов, а ведь по официальной статистике в нашей стране около двухсот тысяч людей с нарушением слуха, 500 из них проживают в нашем городе. В соответствии с законодательством о социальной защите инвалидов они имеют право на то, чтобы в каждом учреждении им предоставили сурдопереводчика. Кстати, Ирина Котельникова была волонтером-переводчиком на проходившей несколько лет назад под Магнитогорском Сурдлимпиаде.
Как рассказала Ирина Котельникова на своем мастер-классе «Основные направления формирования навыков коммуникации у людей с нарушением слуха», около семидесяти процентов информации человек получает посредством слухового восприятия, и этот канал очень важен для формирования человеческой личности. Как же компенсировать его отсутствие? Возможна работа с другими каналами восприятия, помогают использование навыков письменной речи, тактильных ощущений, предметно-практической деятельности, большую часть работы занимает работа над произношением звуков. Есть и обходной путь – жестовая речь и дактильная азбука, с отдельными элементами которых педагог познакомила присутствовавших в зале дефектологов. Ирина Анатольевна подчеркнула, что для людей с нарушениями слуха очень важны мимика и выражение глаз человека, с которым они общаются. Поэтому сурдопедагог должен быть еще и хорошим артистом.
Итоги городских конкурсов «Педагог года-2020» и «Воспитатель года-2020» во всех номинациях будут объявлены на торжественной церемонии.