Слова единого ради…

Уже год, как нет с нами рядом поэта, который стал голосом рабочей Магнитки, 
ее совестью и душой – Александра Павлова
Он был дружен с моим отцом, одним из старейших членов городского литобъединения, только благодаря 
Александру Борисовичу 
в свет вышел  поэтический сборник Виктора Павелина «Лазоревая даль». 
Помню, что в первый же день после похорон отца он позвонил мне и спросил: «Ну как ты?» А потом, спустя несколько лет, весь промокший от дождя, забежал в нашу квартиру – чтобы еще раз вдохнуть воздух тех литературных посиделок, во время которых он мог часами наизусть читать стихи. Такую безукоризненную память, владение не только письменным, но и устным словом я, пожалуй, больше не встречала. Удивительная человечность не оставляла ему врагов – он обладал безусловным авторитетом в писательской среде Магнитки, в любых ее литературных течениях и поворотах.
«Мне, наверное, крупно повезло. Родился в самой середине бурного, противоречивого, жестокого и кровавого двадцатого века – в январе пятидесятого. Да не где-нибудь, а на Урале, в легендарной, известной всему миру Магнитке. Отсюда ушел на фронт добровольцем с танковым корпусом отец, сюда же вернулся он инвалидом и победителем…» – пишет Александр Борисович в самой известной и объемной своей книге «Город и поэт». Она вышла в Южно-Уральском книжном издательстве в 1996 году при непосредственном участии поэтессы Риммы Дышаленковой и содействии Магнитогорского металлургического комбината. Четыреста стихотворений, вошедших в сборник, стали своеобразным отчетом поэта за четвертьвековую литературную деятельность. Первым ее подъемом станет вступление молодого поэта в Союз писателей СССР – случится это в 1976 году, во время учебы на заочном отделении Литературного института им. Горького. Поэта рабочей Магнитки заметили после выхода 20-тысячного тиража первой его книги стихов «Предгорья». В ней патриотичная поэма «Под созвездием Стали» воспевала рабочие будни молодых металлургов, через которые он прошел сам.
Потом будут книги «Пологий свет» (стихи и переводы), «Сверим время», «С ярмарки еду», публикации в коллективных сборниках, журналах, но такого значительного сборника, как «Город и поэт», больше не появится. Почему? То ведомо одному поэту, который никогда не походил на человека, у которого вместо сердца «пламенный мотор». Мария Викентьевна Шевченко, одна из сотрудниц библиотеки им. Люгарина, поведала мне о том, какую радость испытали она и ее коллеги, когда жена Павлова, уже после его смерти, принесла им в дар огромный ворох рукописей. Тогда они подумали, что получили бесценный материал для еще одной книги поэта. Но потом оказалось, что это были изначальные варианты уже опубликованных поэтических произведений. Но все же одно законченное, подписанное рукой поэта и  подаренное библиотеке 21 декабря 1998 года, мы нашли. Под названием «На пороге», оно хранилось все эти годы в папке, где собраны газетные публикации самого Александра Борисовича (он ведь работал еще и как журналист), его стихи и отзывы современников.
У Павлова была своя литературная школа, где он обучал молодых поэтов. Вот что он пишет в одной из рецензий в «Магнитогорском металле» (6 июня 2009 года): «Практически все начинающие поэты мудрствуют так, что у читающего ум заходит за разум. Считают, что хитросплетения словесные и есть высокая поэзия. Многим так и не удается вырваться из этого круга и выйти на свою дорогу. Сергей Рыков давно и благополучно сделал этот прорыв, что позволило глядеть на себя и мир с добрым юмором и улыбкой». Он любил писать очерки о ветеранах, переживших войны и революции 20-го века, репрессии, перестройки и перестрелки: «Поневоле задаешься вопросом: откуда у нашего народа берутся силы выстоять перед таким натиском, да еще двигаться вперед, созидать, строить, открывать новое? И приходишь к выводу: все дело в наших людях, особенно тех, кто берет на себя огромную меру ответственности, взваливает почти непосильную ношу и тащит ее по жизни, как ломовая лошадь, бескорыстно и беззаветно…»
Но прежде всего Павлов – это большой поэт, доказывающий, по словам Владилена Машковцева, «свое право на существование не только разно-образием настроений, подходов к развитию тем, но и поэтических жанров… Запоминающийся многокрасочный и эмоциональный фейерверк не обрушивается на читателя, а как бы начинает жить и звучать в тебе. То ли это какое-то незримое колдовство слова, внешняя простота и убедительность языка, сама звуковая инструментовка фраз, их фонический рисунок уводят за собой в мир автора, в его видение окружающего». 
Позволим же себе сегодня, в память о поэте, еще раз окунуться в «колдовской» мир его поэтического слова. 
И приглашаем наших читателей на вечер, посвященный творчеству Александра Павлова. Он состоится в понедельник, 22 октября, в Концертном объединении – начало в 17 часов.
Exit mobile version